Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Пустовалова В.В., Дзятковская Е.Н. СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Пустовалова В.В., Дзятковская Е.Н. СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

« Назад

УДК 37.01

СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Пустовалова фото

Пустовалова Вега Вадимовна

к. пед. н., директор Муниципального автономного учреждения «Информационно-методический центр» (Томск, РФ)

Дзятковская фото 1

Дзятковская Елена Николаевна

д. б. н., профессор, вед. н. с. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» РАО (Москва, РФ)

 

Аннотация

Цель статьи заключается в актуализации смысла обновления содержания образования как приоритетного направления развития цивилизации в XXI веке. Неотрефлексированность причин и обстоятельств решения этой задачи может привести к усугублению кризиса современного образования. В статье показано, что в условиях нечеткости понимания задач обновления содержания образования, продолжающегося роста его отставания от вызовов времени предпосылки к изменению ситуации могут быть созданы образовательными процессами «снизу», при условии их генерализации с помощью сетевых технологий. Рассматривается роль сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» в создании предпосылок обновления содержания отечественного образования с учетом приоритетных задач страны в области устойчивого развития.

Ключевые слова: межрегиональное сетевое партнерство, глобальная компетенция, цели устойчивого развития, будущее образование

 

Актуальность

Обновление содержания образования – мировой тренд его развития, который вызван объективными причинами. Принятые на Саммите-2015 Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года, 17 Целей устойчивого развития, запущенная новая Дорожная карта Глобальной программы действий по образованию для устойчивого развития до 2030 года наметили пути выживания человечества в условиях риска перерастания современного экологического кризиса в необратимую экологическую катастрофу и констатировали особый статус образования в их реализации.

Готово ли современное образование выполнить эту роль? К сожалению, его состояние характеризуется как кризисное [1]. В Юбилейном докладе Римского клуба говорится о том, что содержание образования практически не обновлялось в последние 50 лет, базируясь на науке 100-летней давности [2]. О нарастающей катастрофе в образовательной сфере предупредил Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, призвавший ЮНЕСКО «взять на себя руководящую роль в проведении дискуссии по вопросу о будущем образования» [3].

Необходимо радикальное переосмысление миссии образования, которое смогло бы направить мир на путь более справедливого и устойчивого будущего для всех. В этой связи ЮНЕСКО приняла решение об осуществлении амбициозного проекта «Будущее образования»Futures of Education»), который начался с разработки нового глобального доклада о перспективах обновления, регенерации образования применительно к требованиям быстро развивающегося мира и при условии восстановления утраченных или повреждённых ценностей и принципов образования [4].

К большому сожалению, смысл задачи «обновления» содержания, которая уже включена в образовательную политику нашей страны как актуальная задача, ее исполнителям не известен. Разработчики примерных программ не могут ответить на вопрос: «Зачем» и «Что» нужно обновлять. В большинстве своем об устойчивом развитии они вообще ничего не слышали. Более того, задачи обновления содержания разных учебных предметов разработчиками примерных программ не согласовываются между собой. Неотрефлексированность причин и обстоятельств решения задачи обновления содержания образования разработчиками новых программ и педагогами-практиками может привести к усугублению кризиса образования и торможению позитивных перемен в обществе. 

Речь идет об обновлении, прежде всего, ценностно-мировоззренческих оснований образования, отражающих сложные процессы переосмысления цивилизацией путей своего развития. Лишь после четкой формулировки таких оснований можно определить вклад каждого учебного предмета в общий процесс регенерации национального образования с учетом приоритетных для России целей устойчивого развития.

Результаты

В условиях нечеткости понимания задачи «наверху», растущую проблему отставания образования от вызовов времени и мотивации учительства к ее решению, как оказалось, могут заострить процессы «снизу», при условии их генерализации с помощью сетевых технологий.

Для подготовки предпосылок обновления содержания отечественного общего образования «на местах», с целью активизации инициатив «сверху», в 2016 году кафедрой ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем и возникающих социальных и этических вызовов для больших городов и их населения на факультете глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, ее сетевым филиалом «Экологическое образование для устойчивого развития в глобальном мире» при ФГБНУ ИСРО РАО совместно с Департаментом образования администрации г. Томска был запущен пилотный проект по образованию для устойчивого развития и организовано «Межрегиональное сетевое партнерство: Учимся жить устойчиво в глобальном мире. Экология. Здоровье. Безопасность» (программа УНИТВИН/ЮНЕСКО). Адрес сайта: http://partner-unitwin.net/

Сетевое партнерство направлено на просвещение педагогических работников, обучающихся, их семей в новой для всех области образования – образования для устойчивого развития. Проводимая просветительская работа подготавливает почву для обновления содержания формального и неформального образования на всех его уровнях с учетом приоритетных для нашей страны целей устойчивого развития.

Уже в самом начале деятельности партнерства эта идея получила среди педагогов-практиков большую поддержку. Они говорили о «свежем дыхании», о появлении «ясной и важной цели», об интересе учеников к новым аспектам изучаемых по программе тем. Сегодня практически все респонденты – педагоги, участники мероприятий, проводимых партнерством, из Иркутской, Рязанской, Свердловской, Томской, Челябинской областей, ХМАО-Югра – знают об образовании для устойчивого развития и отмечают важность этого направления для работы образовательной организации, необходимость формирования культуры устойчивого развития. На практике организует работу по освоению идей устойчивого развития на уроках 56, 8 % респондентов, пробует организовать эту работу 42, 9%. Более 70% респондентов обучают детей принципам поведения в интересах устойчивого развития.

Сетевое партнерство имеет междисциплинарный характер, оно, как и большинство проектов УНИТВИН, основано на целостном подходе к человеку, обществу и природе. Поэтому оно охватывает педагогов естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов, математики и информатики, технологии, ОБЖ, воспитателей, методистов, педагогов-психологов общего образования, а также педагогов дополнительного образования, преподавателей вузов и среднего профессионального образования, студентов, детей и взрослых. В партнерство входят образовательные организации, муниципальные методические службы, общественные организации.

Несмотря на то, что сотрудничество имеет добровольный, волонтерский характер и не несет его участникам привилегий, обычно связанных со статусом экспериментальной площадки, тем не менее, география межрегионального сетевого партнерства сегодня очень обширна. Это педагоги из Республик Коми, Тывы, Забайкальского края, ХМАО, Удмуртии, Иркутской, Кемеровской, Московской, Новосибирской, Ростовской, Рязанской, Свердловской областей, городов Архангельска, Челябинска и др. Список этот постоянно пополняется новыми участниками. В партнерстве детские сады, школы, колледжи, техникумы, институты повышения квалификации, общественные организации и др.

Важная сторона работы партнерства – систематичность встреч он-лайн (раз в неделю, в фиксированное время), для общения по актуальным вопросам образования для устойчивого развития используется сайт http://partner-unitwin.net/. Там можно найти расписание и темы лекций. Там же – навигатор по вебинарам с 2016 года, библиотека и фильмотека. Курсы повышения квалификации организуются на сайте http://moodle.imc.tomsk.ru. Разнообразны и демократичны формы участия в пилотном проекте: инновационная, экспериментальная, стажировочная.

Сетевое партнерство рассматривает, обсуждает, дискутирует проблемы обновления содержания образования через призму особенностей культуры народов России, сложившихся традиций отечественной педагогики, специфики культурного и природного наследия страны и каждого человека, опирается на сложившиеся коды поведения россиян, веками формировавшийся менталитет и общенациональные ценности, культурные концепты русского языка, реанимация которых способна преодолеть ценностно-мировоззренческий пробел современного образования, которое становится все более формальным и технократическим. Педагоги, болеющие душой за воспитание подрастающего поколения, не могут оставаться в стороне.

Важная сторона работы партнерства – изучение трудов выдающихся философов, педагогов, психологов, социологов по вопросам развития образования, его актуальным задачам. В целом, содержание работы с участниками партнерства нацелено на пробуждение у них гражданской ответственности, чувства солидарности, мотивации к личностному росту, самообразованию и профессиональной активности. В совместных мероприятиях участвуют и воспитатели, и педагоги, и преподаватели, создавая пространства межрегиональных межведомственных дискурсов по обсуждению вариантов решения общих, волнующих всех проблем судьбы отечественного образования. Большую роль для обеспечения возможности такого трансграничного межведомственного взаимодействия сыграла непрерывная работа участников с понятийно-терминологическим аппаратом новой области образования – образования для устойчивого развития, подготовка с участием Научного совета по проблемам экологического образования РАО проекта глоссария по ОУР.

В центре внимания партнерства – мировоззренческие, ценностные основания обновления содержания, метапредметный педагогический язык, культурные концепты русского языка, транспредметное «сквозное» содержание и методы образования, способные обеспечить мировоззренческую «сшивку» содержания разных учебных предметов и внеурочной деятельности, культурологические критерии и показатели результатов образования.

Речь идет о следующем:

1) о глубинном, личностном осмыслении, понимании, присвоении связей, причинно-следственных взаимозависимостей, лежащих в основе идей устойчивого развития, ЦУР;

2) о «мостах» между экологическими знаниями и деятельностью человека (не ограничиваясь только природоохранной); от информации к мировоззрению и экологически ориентированному поведению человека [5];

3) об аксиологизации знаний, придании им ценностного характера (ценностных смыслов, ценностных отношений), с позиций экологической этики и эстетики: ценности всех форм жизни на Земле; гармонизации общества и природы; сохранения природного и культурного наследия и др.

4) мировоззренческих задачах образования по формированию у всех слоев населения, прежде всего у молодёжи, экологически ответственного мировоззрения;

5) о гуманизации естественнонаучных и технических знаний, реализации концептуального экологического образования с основами глобалистики, экологизации технологии, выявлении новых значений и осмысленного составления новых оценок художественным образам изучаемых произведений, избавляясь от стереотипов «что такое хорошо и что такое плохо» в отношении природы, которые застряли в учебниках с XIX века;

6) новой хронологической заданности образования: знать будущее, понимать будущее, моделировать завтрашний день.

Требуется методологическое и методическое решение вопроса конструирования содержания современного экологического образования для устойчивого развития как интегрированного, позволяющего не только органично войти в предметные конструкции учебных дисциплин, но и усилить их культурологическую направленность.

Поэтому мощным объединяющим началом для участников сетевого партнерства стала не имеющая аналогов методическая система экологизации образования на основе дидактических метафор (Монография Е.Н. Дзятковской «Образование для устойчивого развития. Транспредметность. Концепты. Зеленые аксиомы». М.: Экология и образование. 2015), развитая в трудах участников партнерства (монографии «Метафора в педагогике», «Инфографика как укрупненная единица содержания образования, или просто о сложном», методические пособия «На пути к «зеленой» аксиоме», «Культурный концепт «наследие», «Азбука работы с «зеленой аксиомой» и др.)

Система опирается на культурологическую теорию содержания общего среднего образования В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина; постнеклассический подход к «предметности обучения» (Е.О. Иванова и И.М. Осмоловская); философию трансдисциплинарности Л.П. Киященко и М.И. Моисеева; постнеклассическую теорию трансдисциплинарности В.С. Меськова и теорию когнитивной лингвистики А. Вежбицкой, Ю. С. Степанова.

Теоретической основой разработки служили также положения о метафоре как средстве понимания сложных теоретических положений концепции устойчивого развития, базирующейся на теории систем М. Кларина, А.Ф. Закировой, Э.В. Будаева, А.П. Чудинова, Е.Н. Дзятковской; о связи метафоры и мышления, метафоричности мысли (Z. Kövecses), о теории концептуальной метафоры (Дж. Лакофф, М. Джонсон); о когнитивном подходе, согласно которому метафора – одна из форм, способов, приемов мышления, «необходимое орудие мышления, форма научной мысли» (Ю.Р. Валькман), механизм познания и понимания мира (Н.Д. Артюнова, А.П. Чудинов, С.А. Хахалова и др.), отражения внеязыковой действительности, как «тележка» для переноса смыслов из мира взрослых в мир детства, из одной научной области в другую, из науки – в практику (Н.П. Зинченко).

Практика апробации методической системы показала, что «зеленая аксиома» как педагогически адаптированная форма предъявления экологического императива, эффективна и в дошкольном, и в школьном, и в вузовском, и в дополнительном образовании детей и взрослых. Преимуществом является ее ключевое интегрирующее, объединяющее, соединяющее свойство – метафоричность, многослойность, богатое интерпретационное поле, возможность сделать понятными даже дошкольнику идеи устойчивого развития, которые сложны даже для взрослых; мотивация к осмысленной формулировке «своих» нравственных императивов, как собственных шагов к достижению глобальных целей устойчивого развития; предоставление мощных коридоров для преодоления редукционизма и соединения всех частей образовательного процесса под ценностно-мировоззренческой призмой идей устойчивого развития.

Коллегиально разрабатываемые партнерством направления обновления содержания образования с использованием инновационных подходов включают вопросы:

- сохранения природного и культурного наследия России,

- формирования культуры «зеленого» потребления и экологически безопасного и устойчивого образа жизни населения,

- развития межкультурных коммуникаций и содействия укреплению мира, диалога, партнерства;

- трудовой и профессиональной ориентации молодежи к включению в «зеленую» экономику страны и другие;

- «зеленые аксиомы» в школе и дома;

- глобальные проблемы, глобальная гражданственность, жизнеспособное поколение;

- безопасность в мире информации;

- стихийные бедствия и техногенные катастрофы; уроки выживания;

- будущее, которого мы хотим;

- этика XXI века;

- экологическая грамотность и другие.

Благодаря работе партнерства научные достижения, теоретические разработки переводятся на язык практики и приобретают прикладной характер. Организованы и проводятся онлайн курсы повышения квалификации, позволяющие осваивать новизну работы с идеями устойчивого развития, с ЦУР 17: «Как осваивать идеи устойчивого развития?», «Как изучать ЦУР 17?», «Зеленые аксиомы в экологическом образовании дошкольников».

Почему же оказалось возможным объединение интересов столь разных партнеров? Здесь сыграла роль совокупность обстоятельств. Это междисциплинарность партнерства, его демократический характер, возможность быстрого профессионального продвижения в силу насыщенного образовательного пространства партнерства.

Привлекает участников сетевого партнерства и международный уровень осуществляемых проектов, возможность сопоставления опыта разных стран в области обновления содержания образования, международный уровень экспертизы. Межрегиональное сетевое партнерство реализуется в рамках программы УНИТВИН / ЮНЕСКО (University Education Twinning and Networking). Эта программа, действующая с 1992 года, особое внимание уделяет разработке стратегий и механизмов, необходимых для быстрой и эффективной передачи знаний, а также для их эффективного применения в современных условиях. Средством достижения целей ЮНЕСКО выступает создание вокруг кафедр ЮНЕСКО международного образовательного, научного, культурного сообщества, объединяемого задачами ЮНЕСКО.

Так создаются тематические сети национального, регионального и даже международного формата – эффективный инструмент развития международного сотрудничества, продвижения принципов и идеалов ЮНЕСКО во всем мире, пример применения важной для целей ЮНЕСКО позитивной «мягкой силы».

Кафедра ЮНЕСКО по изучению глобальных проблем и возникающих социальных и этических вызовов для больших городов и их населения на факультете глобальных процессов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова занимает лидирующие позиции в мире, является организатором Международного конгресса «Глобалистика», получившего эгиду ЮНЕСКО как уникального по своему научному характеру форума. Руководитель кафедры – профессор Юрий Николаевич Саямов – является членом Римского клуба.

Интерес международной педагогической общественности к сетевому партнерству подтверждается результатами мониторинга посещаемости сайта Пилотного проекта «Межрегиональное Сетевое партнерство: учимся жить устойчиво в глобальном мире: Экология. Здоровье. Безопасность» http://partner-unitwin.net/ и интерес к работе партнерства представлен на слайде за первую половину 2020 года.

Количество посещений сайта с 2016 года составил около 300 тысяч человек, включая зарубежные адресаты (США, Канада, Швеция, Германия, Белоруссия и др.)

Партнерство признано и как экспертное сообщество, его опыт и мнение представлены на следующих научно-практических мероприятиях:

- расширенном выездном бюро Научного совета по проблемам экологического образования РАО в Год экологии в России (2017г., Томск),

- Всероссийских съездах по экологическому образованию (2015, 2017, 2019 гг.),

- конференциях ЮНЕСКО по образованию для устойчивого развития (Ханты-Мансийск, 2015 г.; Ванкувер, 2017 г.; Ханой, 2019 г.),

- встрече министров образования G20 в Аргентине (2018 г.);

- Международном детском саммите Cross Education в Японии (2019 г.),

- платформе UNICEF (материалы World’s largest lesson),

- в Общественном совете по экологическому образованию государств-стран СНГ (Минск, 2017-2019 гг.).

Ключевые исследования партнерства представлены на мероприятиях, организатором которых являлось партнерство: Всероссийском Фестивале научно-практических разработок по образованию для устойчивого развития «Экологическое образование как платформа продвижения идей устойчивого развития в образование» (2020 г.), международной научно-практической конференции «Образование – 2030. Дорожная карта» (2021 г.).

Заключение

Мощное движение «снизу», опирающееся на сетевые взаимодействия и охватывающее педагогическую общественность разных регионов страны, выступило силой, которая стала нести знания педагогам в области задач и путей обновления содержания отечественного образования; побудила участников партнерства к внедрению идей устойчивого развития в образовательный процесс; инициировала создание программно-методических материалов, разработок занятий и мероприятий, которые находятся в открытом доступе. Опыт работы партнерства доказывает, что педагогическая общественность способна понять и принять значение процесса обновления содержания образования в стране и мире и выступить осознанным участником его реализации.

Литература

1. Генеральный секретарь ООН предупреждает о катастрофе в сфере об-разования. Официальный сайт ЮНЕСКО. https://ru.unesco.org/news/generalnyy-sekretar-oon-preduprezhdaet-o-katastrofe-v-sfere-obrazovaniya-ukazyvaya-na-chto-po Дата обращения 22.08.2021

2. «COME ON!» Юбилейный доклад Римского клуба // https://malakhov.link/come-on-report. Дата обращения 22.08.2021

3. International Commission on the Futures of Education Progress Update March 2021 https://en.unesco.org/futuresofeducation/2021consultations Дата обращения 22.08.2021

4. Инициатива «Futures of Education». Официальный сайт ЮНЕСКО. https://ru.unesco.org/futuresofeducation/iniciativa Дата обращения 22.08.2021

5. ЮНЕСКО заявляет, что экологическое образование должно стать основным компонентом учебной программы к 2025 году. Официальный сайт ЮНЕСКО. https://ru.unesco.org/news/yunesko-zayavlyaet-chto-ekologicheskoe-obrazovanie-dolzhno-stat-osnovnym-komponentom-uchebnoy Дата обращения 22.08.2021

 

Ссылка для цитирования

Пустовалова В.В., Дзятковская Е.Н. Сетевое партнерство педагогов как средство обновления содержания образования // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Pustovalova V.V., Dzyatkovskaya E.N. Network partnership of teachers as a means of updating the content of education // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice– 2021. – Vol.2, №2. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.