Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Робертс Л.К. ПРОЕКТ «ЭКОПОЭЗИС» В АОТЕАРОА/НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НА ТЕМУ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Робертс Л.К. ПРОЕКТ «ЭКОПОЭЗИС» В АОТЕАРОА/НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НА ТЕМУ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

« Назад

ПРОЕКТ «ЭКОПОЭЗИС» В АОТЕАРОА/НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ НА ТЕМУ КЛИМАТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

роб

Робертс Лесли Кэрол

писатель, публицист и журналист, профессор, руководитель программы литературного творчества и сотрудник лаборатории архитектурной экологии в Калифорнийском колледже искусств (Сан-Франциско, США)

Аннотация

В эссе представлен опыт участия калифорнийской группы «Экопоэзис» в фестивале The Performance Arcade в Новой Зеландии, посвященный теме климатических изменений. На фестивале была показана роль искусства и его способность поддерживать единство человеческого сообщества и масштабные мероприятия, основанные на воображении и творчестве с целью преодоления последствий разрушений и травм, связанных с изменениями климата. При описании участия автора в этом фестивале также приводятся данные о происходящем во время его мероприятий разрушительном циклоне, затронувшем некоторые территории Новой Зеландии. 

Ключевые слова: экопоэзис, изменения климата, творческое воображение, циклон, цианотипия

 

Введение

Как мы можем решить вопросы, связанные с изменениями климата и другими негативными последствиями человеческой деятельности, исследуя взаимосвязи между экологией, культурой коренных народов и западной культурной гегемонией? В какой мере решению этих вопросов может помочь фестиваль экологически-ориентированных художников, музыкантов и писателей со всего мира, собирая их на две недели на территории островного государства, спрятавшегося в южных широтах? Мы смогли убедиться в ценности таких инициатив, участвуя в фестивале The Performance Arcade в Новой Зеландии, собирающем ежегодно 60 000-90 000 человек из разных стран. Фестиваль позволил нам вместе с другими его участниками обратить внимание на некоторые важные и интересные моменты, например, как меняется наше восприятие климатических изменений, когда, в отличие от их представления посредством документальных фильмов и средств массовой информации, мы имеем возможность пережить не только страх и травму, но и другие чувства, прибегая к средствам искусства, выражая свое восприятие экологических проблем путем исполнения музыки, создания произведений изобразительного искусства и т. д.

Люди – социальные существа, и даже когда они находятся в сложной ситуации, то имеют дополнительные возможности преодолеть страх и испытания, объединяясь и создавая социальные традиции, связанные, например, со свадьбами, днями рождения, чайной церемонией, семейными обедами и обсуждением общих планов на будущее. На самом деле людям сложнее поверить в антиутопию, чем в позитивные культурные программы. Ведь нашим первоначальным инстинктом было не убивать или пожирать друг друга, а друг другу помогать, и это касается как отношений в природе, так и в человеческом сообществе.

В этом эссе я расскажу об участии группы «Экопоэзис» в 2023 году в Аотеароа/Новая Зеландия в качестве приглашенного гостя на проходящем уже 13 лет бесплатном, финансируемом государством и частными лицами фестивале гражданского искусства The Performance Arcade. В своем репортаже я не только буду описывать то, что происходило на фестивале, но также публиковать «отчеты о погоде», описывающие реалии грозного циклона, обрушившегося на это островное государство. Я рекомендую ввести слова «Последствия циклона Габриэль» в используемую вами поисковую систему, выбрав изображения, чтобы увидеть, что мы все видели в Новой Зеландии. Когда операторы смогли добраться до опустошенных районов, люди были глубоко травмированы и обычно рыдали во время интервью. Были отдельные сообщения о мародерстве, но в целом большинство людей, оказавшихся в местах, пострадавших от циклона, стремились помочь друг другу.

Фестиваль проводится в дни школьных каникул и отпусков многих людей, когда команда устроителей создает временную деревню из транспортных контейнеров вдоль набережной, создавая сцены для групповых и индивидуальных «выступлений» более 30 деятелей искусства, из которых в 2023 году было более десятка художников из других стран.

Я надеюсь, что этот репортаж послужит дорожной картой для тех, кто захочет провести нечто подобное в своих сообществах, понимая, какое значение для формирования экологического сознания имеет искусство в его единстве с природой. Как однажды заявил во время общения со мной и моими коллегами философ и эколог Тимоти Мортон, «мы все всегда занимались экопоэзисом, просто не знали об этом».

Я также надеюсь, что мой отчет о фестивале будет стимулировать аналогичные усилия по формированию комфортных в культурном и экологическом отношении местных сообществ, использующих искусство и дизайн, наряду с обсуждением проблем, связанных с негативными изменениями климате и иными экологическими проблемами.

При описании своего опыта участия в фестивале я постараюсь придерживаться критического подхода, чтобы уловить противоречия, связанные с построением экологически-ориентированного климатического сообщества. Многие люди в период фестиваля за две недели потеряли свои дома, фермы, машины, была серьезна нарушена местная инфраструктура, уничтожены дороги и мосты. Однако мы восприняли сложившуюся ситуацию не только как связанную с потерями, но и как создающую возможность приспособиться к текущим реалиям. Мы видели, как погода на нашем участке ежечасно менялась, и во время нашего общения с ведущими и посетителями фестиваля часто звучала тема надежды на будущее и что мы могли бы спроектировать и построить вместе во имя будущего, проявляя эмпатию и творческое воображение.

Создание экологически ориентированных сообществ в отдаленных местах требует учета местной культурной и природной специфики, особых знаний, которые выходят за рамки известных представлений и сложившихся стереотипов, сохранения внутреннего равновесия, умения гибко изменять первоначально запланированный план действий.

Краткая история группы «Экопоэзис»

За несколько лет до этих событий, весной 2018 года я сидела во вьетнамском ресторане в Окленде, штат Калифорния, и разговаривала со своим коллегой Адамом Маркусом, профессором архитектуры и двумя другими коллегами из Калифорнийского колледжа искусств, которые основали Лабораторию архитектурной экологии, создав место для разработки проектов, учитывающих изменения климата. Они пригласили меня присоединиться к лаборатории, с учетом моей работе в Антарктике. Идея сотрудничества заключалась в том, чтобы думать об организации среды, учитывающей потребности людей и иных живых существ, чтобы двигаться в будущее.

Меня интересовала возможность реализации экологических идей, позволяющих развивать наши междисциплинарные связи для создания полноценных климатических сообществ. Основная идея заключалась в том, чтобы собрать людей в творческие кружки, вдохновленные экологической мыслью, чтобы поговорить о чувствах и реакциях на ухудшение экологической ситуации.

Так родилась идея проекта «Экопоэзис». Следующие 12 месяцев у нас ушло на то, чтобы провести тестовое мероприятие, прототип оптимального формата наших дальнейших инициатив. Для первого мероприятия в апреле 2019 года мы хотели тщательно отобрать участников и найти экологического «идейного лидера». Поэтому мы спросили знакомого коллегу Тимоти Мортона, согласится ли он присоединиться к нам. Он ответил положительно.

Год спустя, после еженедельных совещаний по планированию, к которым присоединился третий организатор, профессор Кристофер Фалльерс, в солнечный понедельник мы собрались в садовой студии в составе уже 42 человек. Мы строили свою работу с акцентом на тематических групповых дискуссиях на тему климатических и иных экологических изменений, например, подбирая слова, которые могли бы затрагивать эти темы и начинались с приставки «Re» – resist, remain, retreat (сопротивляться, оставаться, отступать) и предлагая участникам дискуссии разделиться на три малые группы для обсуждения одного из этих слов в контексте заявленных проблем с точки зрения владельцев бизнеса, кураторов, преподавателей, дизайнеров, государственных служащих. Каждая малая группа должна была выполнить простое задание – создать общее сообщение на основе назначенного слова. Используя такие приемы, участники дискуссии смогли увидеть интересные ассоциативные связи и наметить пути решения экологических проблем.

Начиная с таких инициатив по организации творческих дискуссий, мы постепенно обрели уверенность и в определенный момент отправились во Францию, чтобы познакомить с нашим проектом группы дизайнеров, аспирантов и начинающих предпринимателей со всего мира. Некоторые из них были настроены скептически, не понимая, что может дать наш подход к исследованию экологических проблем. Тем не менее, многие смогли оценить возможности работы с этими проблемами на основе использования творческого воображения.

В определенный момент мы решили, что нам нужно проводить свои мероприятия в более разнообразных ситуациях, с людьми, которые в разной степени подвержены непосредственному влиянию в связи с изменениями климата. Поэтому мы присоединились к экспедиции на Мальдивы, организованной основателями Architectural Ecologies Lab Маргарет Икеда и Эваном Джонсом, и двумя дайверами, которые были морскими биологами. Их интересовали дизайнерские идеи, способные остановить отмирание коралловых рифов, работая с местными архитекторами и учеными над созданием каркасов и структур для поддержки молодых кораллов.

Я играла ведущую роль в планировании, организации и финансировании мероприятий «Экопоэзиса», вплоть до участия в фестивале вместе с моими американскими партнерами Адамом Маркусом и Кристофером Фаллиерсом, архитекторами и преподавателями Калифорнийского колледжа искусств. Они обычно формулировали ключевые идеи по контенту, производству и материально-технической поддержке для всех наших проектов в области графического дизайна, однако на сей раз они остались в Сан-Франциско.

Подготовка к фестивалю The Performance Arcade

Фестиваль The Performance Arcade был основан Сэмом Трубриджем, бывшим научным сотрудником программы Фулбрайта и нынешним профессором драмы, а также известным артистом перформанса из Аотеароа в Новой Зеландии. Сэм представлял бесплатный многодневный фестиваль как способ проинформировать широкую публику о роли перформанса в понимании сложных социальных, экологических и других проблем. Он неустанно создавал ежегодный фестиваль, который пережил COVID, и, несмотря на сокращение финансирования, продолжает находить отклик у художников во всем мире.

Планируя участие в фестивале нашей группы «Экопоэзис» (Сан-Франциско), я встретилась с Сэмом в США в июне 2022 года, чтобы обсудить, какое «представление» мы могли бы организовать в рамках фестиваля, учитывая наш опыт проведения публичных мероприятий. Я приобрела небольшой геодезический купол, вроде тех, что возводят в кафе или на заднем дворе, чтобы использовать в качестве центральной части нашего экспозиционного участка.

Я как представительница «Экопоэзиса» оказалась в хорошей компании в Веллингтоне, вместе с признанными критиками и приглашенными художниками и артистами, такими как Чарльз Коронехо, который основал Te Toki Haruru в 1997 году в Окленде и использует синтез танца, театра и визуального дизайна, чтобы исследовать конфликт между космологией маори, народа Новой Зеландии, и глобальной культурой. Его работа в рамках фестиваля 2023 года под названием «Райская птица» представляла собой серию перформансов в модифицированном транспортном контейнере.

В соседней лагуне Авайрепо, в здании небольшого действующего театра с аудиторий на 30 человек, Winning Productions представили два 45-минутных шоу, рассказывающих о мире после наводнения, вызванного изменением климата. Светящаяся шатрообразная конструкция, освещенная ярким пурпурным светом, открывала вид на зрелище для тех, кто находился внутри театра, и для тех, кто наблюдал с берега.

Фестиваль основан на исполнении акциональных форм искусства и живой музыки, и среди его музыкальных выступлений было караоке «Катастрофа», которое рекламировало странное настроение «радостного беспокойства», предлагая публике подпевать поп-музыке на тему катастроф, например, песне Принса «1999», на фоне видеороликов, демонстрирующих ядерную катастрофу и разрушительные погодные явления, в помещении, залитом пурпурным, фиолетовым и оранжевым светом.  

Однако для того, чтобы наши мероприятия проходили гладко, мне нужен был надежный, целеустремленный партнер на месте, мне нужно было найти и нанять местного художника/дизайнера/педагога, у которого был опыт создания произведений искусства, вовлечения в активность большого количества людей, а также компетентного в теме изменений климата, кто мог бы гибко реагировать на любые обстоятельства и сохранять присутствие духа.

Как раз в тот момент, когда я собиралась отказаться от своих поисков, встречаясь в основном с учеными-гуманитариями, которые изо всех сил пытались понять, чем занимается «Экопоэзис», воспринимая наши инициативы как нечто легкомысленное и недостаточно научное, я встретила Тобиаса Аллена, который работал администратором в кафе в центре города.

Мы завели разговор, пока я сидела в баре, перекусывая и выпивая бокал новозеландского вина. Я объяснила, что нам нужна ощутимая помощь на время проведения наших мероприятий в рамках фестиваля и с учетом дефицита институциональной поддержки со стороны местного университета, который испытывал в тот период нехватку денег и перепрограммировал свою собственную работу в рамках фестиваля и, поэтому, ему не хватило средств ля финансирования нашего проекта.

Тобиас — перформансист, затрагивающий в своих работах горе через призму квир-исследований, а также писатель, художник и дизайнер. Недавний выпускник бакалавриата искусств в Университете Мэсси в Веллингтоне, он предоставил мне необходимую студию, обустроив пространство рядом с нашей площадкой на фестивале, организовал смешивание химических красителей, доставку воды, загрузку коробок с оборудованием, а также решение иных организационных вопросов. Мы вместе оборудовали площадку и проводили мероприятия для посетителей, начиная с 20 февраля и кончая 27 февраля, когда наша неделя выступлений закончилась.

Погода была ужасной с самого начала недели нашего присутствия на фестивале: жаркое палящее солнце в понедельник сменилось зимним холодным ветром и дождем, и так повторялось все последующие дни. Мне сказали, что это типичная погода для лета в Веллингтоне, более привычная для местных жителей, но требующая адаптации для тех, кто прибыл издалека.

Мне также пришлось столкнуться с тем, о чем мне заранее никто не сказал, когда я год назад спрашивала о жилье и транспорте на фестивале. Местное автобусное сообщение очень плохо организовано и совершенно ненадежно, а все доступное жилье рядом с местом проведения фестиваля было забронировано за несколько месяцев вперед. (В Веллингтоне в целом ощущается острая нехватка жилья). Таким образом, в дополнение к обустройству участка для выступлений, я самостоятельно занималась поиском жилья. Все это вызвало неожиданную потерю времени, финансов и психической энергии.

Мы предложили использовать нашу территорию на фестивале и установленный там купол одному сотруднику университета, который пригласил нескольких поэтов из числа местного народа маори, чтобы они могли представить свои произведения, связанные с экологией и климатом. Решив предоставить им нашу площадку, мы, однако, не предусмотрели никакого плана «отступления» на случай непогоды. Поэтому в один из дней, когда происходило чтение стихов Роберта Салливана, ведущего поэта маори, который затрагивает в своих произведениях туземную космологию места, нам пришлось ретироваться с открытой площадки в подземный переход далеко от купола и сидеть на складных стульях, пока снаружи хлестал дождь. Подобное отсутствие предусмотрительности также было для нас уроком.

Обычно мы планируем каждое мероприятие «Экопоэзиса» до мельчайших деталей, поэтому мне было интересно наблюдать за менее структурированным подходом со стороны тех, с кем мы сотрудничали на фестивале. Мы стали свидетелями моментов, когда крупноформатное, напечатанное на бумаге и наклеенное на пенопластовую основу расписание выступлений в первый же день размокло и было унесено ветром в дальний угол площадки. Мы с Тобиасом осторожно подняли его, а затем положили на землю, закрепив камнями. Когда погода ухудшилась, стулья и столы, которые мы запросили для нашей работы за несколько месяцев до мероприятия, были перенесены в местное защищенное пространство под карнизом внутреннего дворика кафе для поэтических чтений. Когда я спросила, почему нам об этом не сообщили, нам сказали, что «Это культурное мероприятие».

Киви (коренные новозеландцы) не любят говорить «нет». К счастью, у меня был Тобиас с его изобретательностью, чтобы справиться с этими мелкими, но удручающими ежедневными проблемами. Мы быстро приспособили часы работы к более длительным сменам и оделись по погоде. Киви психологически устойчивы, и у нас не было проблем со многими людьми, работающими с нами на ветру и дожде. Мы также хранили все наши материалы в пластиковых контейнерах, поэтому они оставались сухими и пригодными для использования во время дождя.

Готовясь к участию в фестивале в Веллингтоне, мы построили геодезический купол, который мог бы служить центром большого участка под названием «Семь шагов к небу», в честь альбома Майлза Дэвиса. Купол можно было легко собрать, и он давал ощущение безопасности и собранности.

роб1

Фото 1: Команда «Экопоэзиса» и Тобиас Аллен во время установки купола: на переднем плане Тобиас Аллен, художник и писатель (Аореароа); Лесли Кэрол Робертс, основатель проекта «Экопоэзис», США; Сэм Трубридж, основатель фестиваля The Performance Arcade.

Участок представляет собой большую лужайку. Мы закрепили купол семи футов в высоту и 12 футов в диаметре, опасаясь при этом, что пресловутые ветры Веллингтона поднимут его в воздух. Поэтому его пришлось закрепить массивной металлической балкой. Все наши коллеги-художники и волонтеры чувствовали общность, были позитивно настроены, воодушевлены фестивалем и стремились помогать друг другу.

Циклон

В пятницу, 10 февраля 2023 года, в нескольких часах езды от Аотеароа в Новой Зеландии, площадки фестиваля The Performance Arcade в Веллингтоне, за несколько дней до его открытия, наблюдалось крайне низкое давление. Это являлось признаком приближения шторма. Давление на полуострове Коромандел начало снижаться за несколько дней до того, как циклон Гарбриэль обрушился на Аотеароа. Циклон усилился из-за изменения климата: потепления Тихого океана. Никто, однако, не паниковал. Это было время странных дождливых летних месяцев, дорожных пробок, домов, каскадом спускавшихся вниз вследствие оползней. У народности киви, живущей в этом островном государстве, есть широко обсуждаемая национальная черта характера, которая заключается в их вере в естественное течение событий. Плохие вещи могут происходить, но киви готовы собраться и исправить ситуацию.

Ураган унес жизни 11 человек, привел к перемещению сотни климатических беженцев, уничтожил обширные территории посевов, разрушил дома, мосты и автомагистрали. Поэтому вполне закономерен вопрос: в какой мере мы были способны подготовиться к циклону, и если смотреть более широко, то прогнозировать климатические катастрофы?

Циклон Габриэль образовался 5 февраля и превратился в сильный тропический шторм 3-й категории с ветром со скоростью 120 км/ч (90 миль в час). К 13 февраля недавно назначенный премьер-министр Крис Хипкинс предупредил граждан о надвигающемся стихийном бедствии. [1]  Было объявлено чрезвычайное положение, и на место бедствия были направлены военные, перебравшись через опустошенный восточный прибрежный регион Северного острова, Хокс-Бей, долину Эск, Гисборн и Нейпир. Ураганный ветер разрушал дома, хозяйственные и промышленные постройки, разбрасывал машины, как игрушки. Паромное сообщение между островами было приостановлено, поэтому люди пытались переправляться на более безопасные участки на лодках. Людям было приказано держаться подальше от пострадавших районов.

Вода была повсюду: выйдя из берегов, вода присутствовала в виде густой жижи, которая была токсичной, поскольку смешалась с сельскохозяйственными химикатами и отходами жизнедеятельности животных и человека. В некоторых местах он был толщиной в несколько метров, заполняя строения до первого этажа. Ил, вода и ветер вывели из строя мосты и государственные автомагистрали. Потоки воды смыли 90 процентов урожая кумары и лука. Люди рассказывали истории о том, как им приходилось выбираться из затопленных домов.

Наша художественная практика на фестивале и циклон

Несмотря на трудные условия, в течение недели наших выступлений и взаимодействия с общественностью на фестивале у нас было много ярких моментов общей осознанности, творчества и философских размышлений об изменении подходов к решению экологических, прежде всего, климатических проблем. Мы работали со студентами из Вустера из штата Массачусетс; старшеклассницами в возрасте 10-12 лет из тех мест, на которые обрушился циклон, которые задавали много вопросов о том, как они могут «экопоэтизировать» жизнь у себя дома и в школе, французскими медиками-альпинистами, инженерами, школьными учителями, государственными служащими и многими другими.

В рамках своих выступлений на фестивале мы использовали цианотипию, предоставляя участникам все материалы для изготовления цианотипов, изучив заранее стоимость таких материалов в Аотеароа по сравнению с США. Увидев, что в Новой Зеландии они стоят в два раза дороже, я купила и упаковала все наши материалы, еще находясь в США вместе с куполом. Мы не хотели стать жертвами местных проблем с цепочкой поставок.

Мы обучали участников, как делать эти волшебные фотограммы, называемые цианотипы, используя альтернативный фотографический процесс. В то же время, мы приглашали людей рассказать о своих мыслях и переживаниях по поводу изменений климата. Не все хотели делать цианотипы, но это было нормально.

Важнейшим аспектом, который мы стремились поддержать в общении и творческом взаимодействии с людьми, являлась тема «позитивной надежды», которая представляет собой философскую позицию, направленную на противодействие тому, что мы называем «отчаянием в данных», которое все больше доминирует в средствах массовой информации. Позитивная надежда — это прагматичный образ мышления, который побуждает участников визуализировать и представлять себе будущую Землю с упором на создание новых способов проектирования всех аспектов человеческой деятельности в отношениях с природой. В этой позиции заключено наше стремление ориентировать людей на нечто большее, чем выживание, когда они начинают заботиться не только о себе, но и о создании жизнеспособных и устойчивых сообществ людей в их единстве с разныами форм нечеловеческой жизни.

План состоял в том, чтобы делать цианотипы каждый день в течение двух-четырех часов, как на ткани, так и на бумаге, а затем сушить их на каркасе купола. Мы стремились создать работы, чем-то похожие на тибетские молитвенные флаги, и нам также было любопытно посмотреть, как ветер и вода будут взаимодействовать с настоящими цианотипными химическими веществами, показывая взаимодействие природных веществ в процессе создания произведений изобразительного искусства. Мы также хотели создать «климатические часы», с помощью которых мы могли бы более наглядно видеть, что происходит с обработанной тканью, прикрепленной к куполу, а затем оставленной на открытом пространстве на некоторое время.

роб2

Фото 2: Студенты в процессе создания цианотипов

роб3

Фото 3: Примерно через 10 минут цианотипы начинают проявлять свое изображение, и создатели наблюдают волшебное «раскрытие» своих работ.

роб4

Фото 4: Штатный видеооператор The Performance Arcade записывает работу на нашей площадке для документального фильма.

Идея заключалась в том, что каждый участник выберет, какое слово, начинающееся с приставки RE ассоциируется у него с идеями об изменении климата, а затем сделает цианотипы вместе с нами, чтобы выразить материальность экологии. Цианотипия — это фотографический процесс, разработанный в 1842 году сэром Джоном Хершелем. Технология цианотипии широко использовалась полевыми учеными для документирования флоры. Одним из самых известных примеров является книга о водорослях, созданная Анной Аткинс, которая находится в Британской библиотеке и доступна для просмотра в Интернете.

Цианотипия предполагает волшебное, медленное проявление изображения, которое постепенно становится четким на фоне берлинской лазури. Это резонировало для нас с климатическими ощущениями, как смутными и едва уловимыми, так и более явными и резкими. Цианотипы приглашают обратить внимание на земные условия жизни — погоду, флору, фауну, камни, предметы и среду, созданные людьми — и вызывают самые разные чувства: волнение, удивление, радость и другие.

Наши мероприятия в Веллингтоне создали пространство, где люди всех возрастов и профессий свободно говорили о том, что они любят в природе и человеческой среде обитания: о цветах, деревьях, облаках, рукотворных объектах, которые нам нужны и которыми мы дорожим. Большинство людей возвращались за своими отпечатками после того, как они высохли. Они рассказывали нам о том, откуда они и куда собираются ехать.

Обстановка для нашего общения с аудиторией была обманчиво проста, и ее можно было в большинстве ситуаций легко воспроизвести. У нас были два длинных складных стола, несколько складных стульев. Один стол был с природными объектами, которые люди выбирали для создания отпечатков. Использовались как найденные образцы, так и купленные предметы, все это удерживалось от ветра большим куском плексигласа. На еще одном столе располагалась настоящая печатная станция, где мы помогали участникам собирать свои объекты, а затем помещали их под другой кусок плексигласа.

Даже в пасмурные дни, которых было больше всего во время фестиваля, свет был довольно ярким из-за высоких широт. Таким образом, отпечатки были сделаны менее чем за семь минут. Затем ткань или бумагу промывали водой, чтобы остановить фотографический процесс. Оставалось только ждать и наблюдать, как проявляется изображение.

Цианотипия может быть выполнена на любой поверхности, требуя химической обработки фотореактивными красителями. (Мы использовали стандартный набор химикатов, в который входил феррицианид калия, смешанный с цитратом железа и аммония, который легко доступен в магазинах товаров для творчества и в Интернете.

Что касается добытых образцов местных растений для создания цианотипий, то я собирала их на берегах реки Аотеароа и прогуливалась также по Портовым холмам. Я использовала краудсорсинговое приложение, чтобы определить, что я собирала, и является ли конкретный вид растения эндемичным или привнесенным человеком. Местные деревья включали нежный ковхай, но я также включила в набор собранных образцов лепестки роз, которые являются интродуцированным видом, потому что розы при создании цианотипий порождают прекрасный скульптурный образ.

Я собрала около десятка образцов флоры. Помимо использования эндемичных видов, я также хотела показать человеческий аспект экосистем, учитывая, насколько мы изменили экологию, а также указать на изобретательность в создании инструментов для решения проблем выживания — ключевой аспект, когда мы проектируем будущее.

В поисках созданных человеком предметов я воспользовалась Daiso, глобальной недорогой японской сетью товаров для дома и аксессуаров, которые я никогда ранее не встречала. В набор для создания цианотипий также вошли разные металлические ножи, цепочки и металлические скрепки.

Мы выбрали 16 слов, начинающихся с приставки RE и сделали большие карточки, на которых на основе этих слов посетителям предлагалось описать, кем они были и чего они надеются достичь. Были такие слова с приставкой RE, как react, reclaim, refresh, regard, remain, renovate, restore, retreat, remediate (реагировать, возвращать, освежать, учитывать, оставаться, обновлять, восстанавливать, отступать, исправляться и т. д.). Каждого участника спрашивали, какое слово нашло у них отклик в тот день и в тот час в связи с изменениями климата.

Слова, которые сигнализировали об организованном реагировании на циклон, были особенно популярны: renovate, restore, reclaim (ремонтировать, восстанавливать, возвращать). Но я заметила, что слово retreat (отступать) начало все более часто использоваться позже, в связи с темой колоссального ущерба, причиненного циклоном, требующего долгого времени для ремонта (renovate). Если можно вообще говорить о том, что этот ущерб может быть возмещен.

Изменения климата и иные неблагоприятные последствия экологического кризиса, как и война, не делают различий, поэтому мы в равной степени общались и с пенсионерами, и с инженерами, и cо школьными учителями, и со школьниками и студентами, и со стриптизершами и ди-джеями, и с банкирами, и с государственными чиновниками, и с архитекторами, и с дизайнерами, и с поэтами.

Когда мы в конце нашего пребывания на фестивале разобрали купол и упаковали его элементы в брезентовую сумку, мы обсудили, как прошел фестиваль. Мы были поражены уровнем вовлеченности и искреннего интереса, которые чувствовали со стороны участников. Люди считали «подарком» возможность сделать паузу и заняться искусством вместе с нами, а также поговорить о том, что они думают об изменениях климата, и как мы все можем сотрудничать и выживать.

Некоторые итоги и выводы

Благодаря участию в фестивале, мы убедились в том, что помимо разговоров об изменении климата, можно обращаться к творческому воображению, изобразительному искусству и языку аллитераций, а также в том, что события не всегда разворачиваются, как можно ожидать. Поэтому можно следовать своей интуиции и быть готовым вступать в партнерские отношения с людьми и природой, местными экспертами, которые способны оказать бесценную помощь. Мой опыт работы с Тобиасом может быть ярким примером, поскольку неожиданно для меня Тобиас выступил культурным гидом, сборщиком стульев и творческим партнером, поддерживая энтузиазм и энергию, характерные для проекта «Экопоэзис». Однажды вечером, закрывая вместе с Тобиасом нашу площадку на фестивале, мы записали на салфетке следующие основные наблюдения и выводы, касающиеся ресурсов творчества и воображения в ситуации экологического кризиса:

1) Воображение, определяемое как способность создавать, развивать и моделировать ситуации, которых в настоящее время не существует, может иметь решающее значение для проектирования модели Новой Земли. Мы не можем построить то, что не можем себе представить.

2) Творческое воображение и общественные дискуссии являются во время кризиса не роскошью, средством выживания и эффективной адаптации.

3) Использование словесных стимулов, например, слов с приставкой RE, позволяет начать обсуждение и творческий процесс, актуализировать важные темы и возможности интуиции.

4) Огромную ценность для творчества и создания атмосферы сплоченности и творчества, имеет игра, ярким примером чего может служить представленное на фестивале «катастрофическое караоке».

5) Визуальные формы документации, такие как цианотипы, являются важными средствами для запоминания и сохранения опыта.

6) Следует поощрять эксперименты с неопределенными результатами. Мы не пытались делать «хорошие цианотипы» или проводить академические дискуссии об изменениях климата, однако даже при этом был получен очень ценный опыт.

7) Положительная надежда должна быть общим знаменателем всех событий, связанных с изменениями климата и иными экологическими проблемами. Вероятность вселить надежду повышается, если используются экспрессивные искусства – спектакли, перформансы, танцы, пение, поэзия, изобразительное искусство. Благодаря этому мы можем поверить в возмещение экологического ущерба и возможность создания лучшего будущего.

Эпилог

Через два месяца после того, как на Новую Зеланию обрушился циклон «Габриэль», новости из этого региона планеты остаются неутешительными. В Аотеароа сохраняется экономическая разруха и психологическая дезориентация населения. Правительство говорит об управляемом «отступлении» (retreat) как о возможной будущей тактике перед лицом бедствий, связанных с изменениями климата. Страховые компании выплачивают сейчас больше денег, чем при любых других предыдущих стихийных бедствиях в истории Новой Зеландии.

Население пострадавших территорий переживает последствия серьезной психической травмы. Многие люди, к сожалению, проигнорировали предупреждения о приближающейся катастрофе. Представитель одной страховой компании отметил, что штормы и ураганы являются одними из наиболее разрушительных стихийных бедствий, травмируя психику людей. В этой ситуации, зная об исцеляющем потенциале искусства и его способности поддерживать единство сообществ, мы можем реализовать масштабные стратегии, основанные на воображении и творчестве с целью преодоления последствий разрушений и травм, связанных с изменениями климата. Если вы нашли представленный мной опыт участия в фестивале и инициативы «Экопоэзиса» интересными для себя, мы готовы сотрудничать, проявляя солидарность перед лицом климатических и иных экологических угроз.

Примечания

[1] https://www.theguardian.com/world/2023/feb/13/cyclone-gabrielle-new-zeland-declares-national-state-of-emergency Дата обращения: 6 марта 2023 г.

 

Ссылка для цитирования

Робертс Л.К. Проект «Экопоэзис» в Аотеароа/Новая Зеландия: использование творческого воображения при работе на тему климатических изменений // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2023. – T. 4, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Roberts, L.C. Ecopoesis project in Aotearoa/New Zeland: Engaging imaginative modes of climate performance, conversation, and art making across cultures // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice– 2023. – Vol.4, №2[open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.