Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Уэст С. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ГОРЕ – РЕАЛЬНОСТЬ

Уэст С. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ГОРЕ – РЕАЛЬНОСТЬ

« Назад

Авторский взгляд

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ГОРЕ РЕАЛЬНОСТЬ

Sarah West - Earthen Vision

Сара Уэст

работает в частной практике, основав кампанию «Earthen Vision» (www.earthenvision.com) в качестве консультанта и профессионального арт-терапевта. Получила диплом о высшем образовании в области экологической арт-терапии на базе Института арт-терапии Кутенай (DKATI). Является также магистром государственного управления и культурной антропологии. Ее основная цель – содействие процессу принятия решений на индивидуальном, организационном и общественном уровнях, принимая во внимание интересы Земли и экогуманитарные ценности. Имеет более чем десятилетний опыт ведения консультаций, стратегического планирования и политических инициатив, реализуемых как самостоятельно, так и вместе с администрацией провинций и общинами коренных народов Британской Колумбии (Канада).

Аннотация

Автор эссе делится опытом взаимосвязи со всем живым на планете, которая порой переживается ею как экологического горе. Это сильное чувство, которое может пробудить нас к восприятию нашей планеты как родной и близкой нам сущности, с которой мы неразрывно связаны. Экологическое горе говорит о необходимости пробудить наше сердце и нашу генуинную связь с Землей, доверять нашим эмоциям и чувствам, связанным с экологией человека и природы.

Ключевые слова: экологическое горе, взаимность, изменение климата, Земля окружающая среда

 

Проснувшись очень рано, я открываю глаза и всматриваюсь в предрассветную мглу. Я чувствую, что моя грудь стеснена, и мне трудно сделать полный вдох. На душе тяжело. Проделав большую работу по исследованию своих психосоматических реакций, я знаю, что это проявления стресса. Мое тело подсказывает мне еще до того, как я открыла жалюзи или услышала новости, что дым от лесных пожаров окутал нашу местность. Так экологическое горе приходит в наш дом.

Я отправилась в долгожданный и очень нужный мне рабочий отпуск на побережье, чтобы восстановить силы. Испытывая некоторое чувство вины, я с удовольствием дышала свежим воздухом, в то время как представители моего сообщества, близкие мне люди, находясь дома, последовали приказам об эвакуации и вынуждены были спасаться от непрекращающегося дыма и последствий стресса, связанного с экологическими проблемами.

Мир в огне

Несмотря на всю свою первозданную красоту, Британская Колумбия в Канаде превращается в место, которое довольно сильно ощущает изменения климата, климатического кризиса. Леса здесь горят все чаще, что является серьезной угрозой для людей. Город Литтон сгорел дотла. То немногое, что осталось от окружавших его знаменитых огромных древних деревьев, вырубается. Летняя жара бьет все рекорды, так что вода в водоемах пересыхает, и рыба погибает. Осенью часто случаются наводнения, наносящие серьезный ущерб дорогам. Продуктовые магазины порою пустеют из-за ого, что люди панически скупают все подряд. Медведи гризли голодны и, по сообщениям, выходят к местам обитания людей, чтобы найти для себя пищу. Вместо вкуса горных ягод, этим летом я ощущала лишь вкус пыли во рту.

Sarah West - image 1

Рис. 1. Сара Уэст. «Рыба сталкивается с огнем и наводнением». Перо и чернила.

Список проявлений явного экологического неблагополучия привычной для меня среды обитания можно продолжать бесконечно, и он не может не травмировать. Мы все можем видеть и чувствовать негативные последствия человеческой деятельности для нашей жизненной среды в разных уголках планеты, особенно если наши глаза и сердца хоть немного открыты.

Вместе с этими дестабилизирующими изменениями в окружающей среде продолжается глобальная пандемия. Много говорят о том, что хотят вернутся к нормальной жизни» -- играть, общаться, радоваться жизни. Однако насколько это возвращение к нормальной жизни возможно в разгар климатического кризиса, поскольку «нормальной» жизненной среды больше нет? Жизненные циклы нашей планеты, какими мы их знали раньше, на глазах меняются, и это влияет на каждого из нас, переживаем ли мы пандемию, или нет.

Так что же нам остается? Здесь я хочу привлечь ваше внимание к понятию экологического горя.

Я являюсь свидетелем того, что происходит на нашей планете в политическом, экономическом и экологическом плане. Мое наблюдение за этими изменениями тесно связано с моими эмоционально окрашенными отношениями с Землей, которая является предметом моей заботы как в личном, так и в профессиональном плане. Моя жизнь сосредоточена на пропаганде культуры создания и сохранения такой жизненной среды, в которой мы можем сохранить свое физическое и эмоциональное здоровье и благополучие и, вместе с этим, сохранить планету. Моя тесная связь с Землей также означает, что я эмоционально очень сильно переживаю то, что «переживает» Земля, и это переживание все более явно приобретает характер экологического горя. Возможно, для некоторых понятие экологического горя является новым и поэтому очень важно привлечь в нему внимание и понять его причины.

Экологическое горе – это реальность

Во-первых, следует признать, что экологическое горе – это реальность. Иногда оно едва различимо, иногда переживается очень ярко, но всегда это экзистенциальное чувство. И если вы замечаете, что происходит с нашей планетой, то вы, вероятно, уже с ним знакомы. Сам мир, к котором мы живем, и от которого мы зависим, переживает колоссальный и беспрецедентный стресс, и мы реагируем на состояние планеты, сознательно или бессознательно.

Как я писала в своей диссертации по экологической терапии искусством [5], экологическое горе, или горе, связанное с изменением климата, считается «непризнанным горем», когда нет социальных механизмов и понятий для его распознавания и работы с ним, которая обязательно должна затрагивать и работу с жизненной средой [1, р. 58]. Смягчение экологического горя возможно только тогда, когда мы научимся спрашивать и слушать себя и мир вокруг нас, пытаясь понять наше состояние и вместе с Землей осуществлять определенные шаги, направленную на минимизацию ущерба жизненной среде, понимая свою роль в ситуации нарастающего экологического неблагополучия.

Чтобы лучше понять экологическое горе, я настоятельно рекомендую прочитать такие книги, как «Дикий край печали» Фрэнсиса Веллера [4], «Эмоциональная устойчивость в эпоху изменения климата» Лесли Давенпорт [1] и «Возвращение к жизни» Джоанны Мэйси и Молли Браун [3].

https://www.francisweller.net/books.html

https://lesliedavenport.com/books-articles/

https://workthatreconnects.org/resource/coming-back-to-life-the-updated-guide/

Проявления экологического горя

Эко-горе может проявляться по-разному. Иногда оно проявляется как боль в той или иной части тела. Иногда оно похоже на постоянное беспокойство, которое не имеет явных внешних причин. Иногда оно может проявляться в форме депрессии, гнева, разочарования, в также в бегстве от реальности и отчаянии. Это глубоко экзистенциальное переживание, которое неизбежно связано с вопросами: «Что мы можем в этой ситуации сделать?», «Как нам жить на этой планете дальше?» и «Какой выбор мы должны сделать?»

Для меня экологическое горе проявляется по-разному. Я часто мечтаю о том, чтобы уехать на фургоне далеко по лесной дороге и жить среди дикой природы, если станет совсем плохо. Порой я думаю, что можно было бы уехать туда вместе с группой людей, жить общиной, питаясь тем, что подарит природа. Я часто обращаюсь к аптечке с лекарствами, в которой находятся собранные мною вручную дикорастущие и культурные растения, и нахожу облегчение, принимая их, а также получая новые знания о целебных травах. Думаю, что мне стоит обзавестись крошечным домом на колесах на случай, если придется спасаться от наводнения или пожара.

Однажды экологическое горе проявилось в сильной боли, которая возникла из ниоткуда, и я попала в больницу. Когда боль утихла, недоумевающие врачи пожали плечами и отправили меня домой. Мне потребовалось время, чтобы самой разобраться в причинах боли. Непосредственно перед ее появлением я писала об экологическом горе, гуляла на природе, глубоко чувствуя, какую травму мы нанесли Земле. Меня мучили ночные кошмары, когда я оборудовала палатку и жила некоторое время рядом с вырубаемыми старыми лесами в Фэйри Крик, который позже в том же году стал центром активности экоактивистов, старающихся привлечь внимание мировой общественности к сомнительным методам ведения лесного хозяйства. Просто в тот момент моему телу нужно было избавиться от экологического горя, и оно подало мне сигнал об этом.

Как бы я ни скорбела и не любила эту прекрасную землю, я знаю, что чувства взаимны. За несколько ночей до того, как меня госпитализировали из-за боли, являющейся следствием переживания экологического горя, я проснулась посреди ночи во время кемпинга и обнаружила биолюминесценцию океана вблизи места моего пребывания. Я танцевала со звездами и для звезд, оставляя за собой свет. Я восприняла звездный свет и биолюминисценцию как дар Земли, преподнесенный нам перед тем, как мы погрузимся в темноту.

Sarah West - Image 2

Рис. 2. Сара Уэст. «Танцы со светом» Перо и чернила.

Скорби и будь вместе

Итак, давайте зададимся вопросом: «Что мы можем сделать с экологическим горем?»

В первую очередь позвольте себе горевать… о себе и о земле. Таким же образом как мы скорбим о других наших потерях. Позвольте признать и уважать свои чувства. Плачьте, если вам хочется плакать, переживая экологическое горе. Позволяйте проявиться своему гневу. Делайте все возможное, чтобы развить в себе способность быть в контакте со своими переживаниями и говорить о них и передавать их средствами искусства. Вы можете создать нечто вроде алтаря скорби и благодарности Земле. Нечто подобное я создаю с моими клиентами, что оказалось очень ценным [5]. Отрицание эко-горя и бегство от реальности могут показаться желательными вариантами реагирования, но в конечном итоге горе, оставленное без внимания, приведет к тяжелым последствиям.

Каждый скорбит по-своему, но все мы обращаем внимание на то, чтобы быть с Землей. Даже когда ей больно. Особенно, когда ей больно. Постарайтесь почувствовать боль Земли. Если возможно, станьте свидетелем того, как древние гигантские деревья падают от пилы. Если вы сможете вынести это зрелище. Посетите те места, где загрязнение отходами металлургии настолько велико, что даже застройщики опасаются находиться там. Сядьте на пни, оставшиеся от древних деревьев. Поблизости от моего дома есть такой пень. И когда я сажусь на него, мне очень больно. Чувствуя боль, не забывайте находить ресурсы в себе и вокруг. Это стоит делать для того, чтобы соединяться с горем Земли и сохранять самообладание, сохранять любовь и нежность и поддерживать живую связь с Землей.

Sarah West - image 3

Рис. 3. Сара Уэст. «Быть ​​вместе». Перо и чернила.

Восстанавливайтесь и отвечайте взаимностью

Несмотря ни на что, помните, что Земля любит вас. Помните, что она не беспомощна. Помните, что она может омолодиться, как и все в жизни. Так же, как это можете делать вы. Особенно, если у нас есть помощники. Об этом свидетельствуют природные циклы, когда вода снова и снова вымывает загрязняющие вещества из заброшенных мест добычи природных ископаемых в горах вокруг меня. Я вижу это в побегах, которые вырастают из пней старых деревьев. Я вижу это в ярких проявлениях природной жизни на пустырях в окрестностях Чернобыля, который я посетила несколько лет назад.

Обратите внимание, как Земля проявляет к вам свою любовь. Иногда она оставляет вам красивое мерцающее перышко с ярко-оранжевыми прожилками, когда вы отправляетесь в путешествие. Иногда она будет светить вам своим светом в особенно в темный день. Иногда она подарит вам вдохновение от инициатив молодежи, объединяющейся по всему миру, чтобы воспеть ей хвалу и потребовать заботы о Земле. Пусть пас наполняет и укрепляет дух взаимности в наших отношениях с Землей.

Взаимность – это условие развивающихся отношений. Получать, не отдавая – это потребительские односторонние отношения. Мы часто обращаемся к Земле, чтобы найти поддержку или извлечь из нее ресурсы, руководствуясь лишь собственными интересами, не предлагая ничего взамен [5]. Давайте противостоять такому отношению, предложив Земле наши собственные уникальные дары, какими бы они ни были. Давайте найдем способ ответить нашей планете взаимностью. Возможности безграничны. Проявим творческий подход.

Sarah West - image 4

Рис. 4. Сара Уэст. «Мерцающее перо». Перо и чернила

Мужайтесь

И, наконец, следует укрепить свой дух! Много раз я обращалась к старейшинам племен, испокон века проживающих на территории Британской Колумбии. Они были защитниками Земли гораздо дольше меня. Они напоминают мне с мудростью и добротой, что нужно заботиться о себе, держать себя в руках, чтобы как можно дольше сохранить силы для нашего труда по сохранению Земли. Существуют разные мнения относительно того, достигли ли мы переломного момента в развитии климатического кризиса, точки невозврата, или нет. Тем не менее, я сознательно снова и снова укрепляю свой дух. Каждая клетка моего тела знает мощный преобразующий потенциал творчества, особенно когда мы стремимся творчески сотрудничаем с самой Землей. Я убедилась в этом на собственном опыте, а также на опыте клиентов, организаций и сообществ коренных народов, с которыми я работаю, используя творческие методы принятия решений на основе творчества вместе в Землей.

Джоанна Мэйси и Молли Браун [3] среди многих других говорят о том, что мы, люди, стоим на пороге «Великого поворота» (р. 5), что нам дано создать новые формы взаимоотношений с Землей и самими собой, новые основания для принятия решений, оставить в прошлом ранее присущее нам поведение, основанное на нерациональных методах природопользования и отношений друг с другом. Этот сдвиг неизбежно предполагает преодоление ранее присущих нам экологической слепоты и бесчувственности и развитие способности чувствовать живую связь с планетой, которая действительно страдает. Пробуждаясь от бесчувственности, мы можем обрести новую жизнь [3,4,5].

Sarah West - Golden larches in the fall alpine

Рис. 5. Золотые лиственницы осенью. Кутенайс, Британская Колумбия.

Нам необходимо полное переосмысление того, как мы движемся в будущее. Давайте сделаем это творчески и практично, шагая в ногу с Землей в это переходное, бурное и драматичное время.

Горе – проявление любви. Соединитесь с Землей и растопите лед экологической слепоты и онемения. Мужайтесь. Мы вместе на этом пути.

Примечание:

Вы можете обратиться к Саре, если хотите узнать, как экологическое горе проявляется в вашей жизни, и как можно помочь себе и Земле, находя для нее и для себя ресурсы для исцеления. Индивидуальные занятия и семинары по экологическому горю доступны онлайн и лично в Нельсоне, Британская Колумбия

Sarah West - Meares Island & Giant Cedar Mother Tree

Рис. 6. Автор с гигантским деревом-кедром, остров Меарс, Британская Колумбия. 

Литература

  1. Davenport L. Emotional resiliency in the era of climate change: A clinician’s guide. London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2017.
  2. Kimmerer R.W. Braiding sweetgrass. Minneapolis, MN: Milkweed Editions, 2015.
  3. Macy J. & Brown M. Coming back to life. – Gabriola Island, British Columbia: New Society Publishers, 2014.
  4. Weller F. The wild edge of sorrow: Rituals of renewal and the sacred work of grief. Berkeley, California: North Atlantic Books, 2015.
  5. West S. Creative Collaborations: The value of environmental arts therapy and the triple spiral framework in land-based decision making [Unpublished capstone project]. Nelson, British Columbia: Kutenai Art Therapy Institute, 2020.

Ссылка для цитирования

Уэст С. Экологическое горе – реальность // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

West S. Ecological grief is a real thing // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2021. – Vol.2, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)

 


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.