Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Уханова А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АРТ-КОНСТРУКТОР» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Уханова А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АРТ-КОНСТРУКТОР» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

« Назад

УДК 37.033   

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОГУМАНИТАРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ «АРХЕТИПИЧЕСКИЙ АРТ-КОНСТРУКТОР» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Ухан

Уханова Анна Владимировна

руководитель психологической службы Государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования Ярославской области «Центр детей и юношества» (г. Ярославль)

Аннотация

В статье описывается опыт и результаты применения экогуманитарной технологии «Архетипический арт-конструктор» в рамках коррекционно-развивающих и психопрофилактических тренингов для подростков в условиях летней лагерной смены. Полученные результаты свидетельствуют об адекватности и эффективности использования Архетипического арт-конструктора в процессе психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Описывается как Архетипический арт-конструктор был использован при проведении тренинга самопознания и личностного роста «Путь героя» для подростков, имеющих достижения в образовании. Наряду с решением психокоррекционных задач, Архетипический арт-конструктор способствовал развитию субъективного отношения к природе, формированию экоидентичности. 

Ключевые слова: арт-педагогика, арт-терапия, архетип, экогуманитарный подход, экопсихология

 

Введение

В качестве одного из активно развивающихся направлений, связанных с образованием в интересах устойчивого развития (ОУР), в настоящее время выступает экогуманитарный подход [1,7,8], используемый, в том числе, в качестве основы для разработки и внедрения инновационных программ психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Он может быть использован в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, при сопровождении основных и дополнительных образовательных программ и при оказании психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Данный подход обладает значительными возможностями для социализации, стимулирования личностного роста и сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

В данной статье представлен опыт применения экогуманитарной технологии «Архетипический арт-конструктор» [8], основанной на представлениях архетипической психологии и экопсихологии, ключевых положениях полидисциплинарного экогуманитарного подхода. Архетипический арт-конструктор представляет собой универсальную символическую систему, отражающую с помощью набора фотографий разных природных ландшафтов и силуэтов архетипических персонажей жизненный цикл человека в его связи с миром природы.

Ух1  Ух2 Ух3

Рис. 1 Примеры архетипических фигур (слева направо: Дикая Женщина, Вечный Подросток и Мудрая Женщина), включенных в набор визуальных стимулов Архетипического арт-конструктора

Ух4

Ух5

Ух6

Рис. 2 Примеры архетипических ландшафтов (сверху вниз: Дикая Женщина, Вечный Подросток и Мудрая Женщина), включенных в набор визуальных стимулов Архетипического арт-конструктора

Архетипический арт-конструктор включает разнообразные методики практического применения с целью творческого самовыражения, саморегуляции и самопознания, достижения гармонизирующих, психокоррекционных и психотерапевтических эффектов. Он может быть использован с лицами разного возраста (начиная с 6 лет) — как со здоровыми, так и имеющими нарушения адаптации, проблемы психического здоровья или психологические запросы, в рамках психотерапии и психологического консультирования, тренингов и программ личностного роста, психообразовательных и арт-педагогических проектов.

Человеческие и природные образы Архетипического арт-конструктора обозначают глубинно-психологические факторы, участвующие в отношениях человека с культурой и миром природы. Каждый архетипический образ, представленный ландшафтом или фигурой человека, раскрывает определенное качество, формирующееся в личности в связи с процессом психического развития и адаптации к жизненной среде включая ее природные и социокультурные компоненты.

Как отмечает автор технологии «Архетипический арт-конструктор» А.И. Копытин [8], «Под влиянием идей экопсихологии, связывающих нарастающее отчуждение человека от мира природы с ухудшением большинства показателей психического здоровья, активизируются инициативы, связанные с его реинтеграцией в природную среду. Эти инициативы, основанные на применении экопсихологических, экогуманитарных концепций и технологий, одной из которых является Архетипический арт-конструктор, способны повлиять на восприятие человеком себя и мира, жизненные смыслы и поведение, делая их более природосообразными. Все это, наряду с иными мерами, может улучшить экологическую ситуацию и, вместе с этим, укрепить психическое здоровье и повысить качество жизни людей». (С.6)

Одной из приоритетных задач, решаемых с помощью Архетипического арт-конструктора с позиций экогуманитарного подхода, являются укрепление психического здоровья, адаптация к природной и социокультурной среде, формирование экоидентичности при работе с разными целевыми группами, включая такие возрастные категории, как дети и подростки. Архетипический арт-конструктор позволяет утвердить в человеке его экологическую сущность, основанную на переживании и осознании своей неразрывной связи с миром природы, развивать субъективное отношением к жизненной среде. Он также может быть использован для развития экологического сознания, формирования экологической культуры и культуры устойчивого развития.

Экологическая индивидуация как фактор формирования экоидентичности

Одним из центральных психологических конструктов, используемых при создании экогуманитарной технологии «Архетипический арт-конструктор», является юнгианская концепция индивидуа́ции, означающее процесс становления личности, психологического развития, при котором реализуются индивидуальные задатки человека, раскрытие психологической уникальности посредством творческой личностной активности. 

Юнгианская концепция индивидуации представляет собой оригинальную концепцию психологии развития и возрастной психологии, описывающую совокупность психических функций и те социальные задачи освоения действительности, которые решает индивид на разных этапах своего развития. Она позволяет рассмотреть условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, формирование качеств личности на разных отрезках жизненного цикла, а также возрастные и индивидуальные психологические особенности. В своих самых общих чертах — как бессознательная интенция и предпосылка — процесс индивидуации заложен в «программе» психологического развития индивида, помогая ему развиваться по единой модели.

Процесс индивидуации традиционно рассматривается как сопряженный с формированием Эго (сознательного Я) в первой половине жизни и последующим его объединением с Самостью как трансперсональной основой индивидуальной субъектности — во второй половине жизни. Задача первой половины — посвящение во внешнюю действительность. На этом этапе процесса индивидуации, благодаря укреплению Я, достигается адаптация индивида к требованиям окружающей среды. Что же касается второй половины жизни, то её задача состоит в постижении индивидом своей человеческой природы в многообразии ее сложных и противоречивых проявлений в их единстве с социокультурной и природной средой.

Благодаря развитию экогуманитарного подхода и таких новых научно-практических дисциплин, как экопсихология и глубинная экология, юнгианская концепция индивидуации получила свое дальнейшее развитие. Это связано главным образом с разработкой представлений об экологической идентичности (экоидентичности) и ее развитии на разных этапах онтогенеза.

Развитие экоидентичности в онтогенезе рассматривается как здоровый вариант самореализации личности. A. Naess [16] предположил, что психологический рост человека включает в себя движение от узкой идентичности Эго, определяемой социальными отношениями, к идентификации с другими формами жизни и экосистемами. Таким образом представления человека о себе как субъекте могут более активно формироваться на основе восприятия своей природной, экологической сущности во взаимодействии с жизненной средой, миром природы.

A. Naess [17] утверждает, что, формирование экоидентичности является не только условием природосообразного поведения и мышления индивида, но и важнейшим условием психологического здоровья и качества жизни. Субъективно переживаемая связь с природой как основа здорового самовосприятия обеспечивает реализацию внутренних потенциалов личности.

Как отмечает А.И. Копытин [8], «благодаря экологической самореализации, забота о природе превращается в заботу о себе. В то же время, ущерб, наносимый человеком миру природы, является саморазрушительным актом...» (С.24). В настоящее время отчуждение человека, особенно, детей и молодежи, от природы становится критическим, что негативно сказывается на психологическом здоровье. Поэтому разработка и использование экогуманитарных технологий, в частности, Архетипического конструктора, наряду с другими средствами, позволяет укрепить связи современных детей и молодежи с миром природы как важного условия их гармоничного развития, психического здоровья и благополучия, формирования их экологического сознания [13] и экоидентичности.

Арт-терапевтический тренинг самопознания и личностного роста «Путь героя» для подростков, имеющих достижения в образовании

Молодёжь, имеющая признаки одарённости, является потенциалом общества. Она способна внести существенный или даже определяющий вклад в его развитие. Каким будет этот вклад, определят сформировавшиеся ценностно-смысловые ориентиры молодых людей. От ценностной ориентации одарённой и талантливой молодёжи во многом зависит будущее благополучие, прогресс и процветание страны.

В тоже время, эта группа является уязвимой с точки зрения адаптации в сообществе сверстников. Для представителей её может быть характерно гетерохронное, дисгармоничное развитие, с преобладающим, ускоренным развитием одной из сфер – часто интеллектуальной сферы, иногда в ущерб личностному развитию. Представители этой группы часто обладают повышенной критичностью (в том числе, к продуктам собственной деятельности), чувствительностью, ранимостью, обострённым чувством справедливости, но также и трудностями в принятии более скромных способностей окружающих и налаживании партнёрских отношений со сверстниками [2,3,10,11,14,15].

Таким образом, профилактика проблем в социальной адаптации, гармонизация развития, особенно в части развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, содействие личностному созреванию и формированию ценностей созидания и общественно полезной деятельности, экологических ценностей и экологической культуры, являются актуальными задачами в психолого-педагогической, воспитательной работе с одарённой и талантливой молодёжью.

Для решения данных задач нами была разработана и проведена коррекционно-развивающая программа для подростков (молодежи) 12-17 лет Ярославской области, имеющих достижения в сфере дополнительного образования. Целью программы являлась актуализация ресурсов для творческой адаптации и личностного роста одарённой и талантливой молодёжи. Программа включала четыре занятия по три академических часа каждое (всего 12 академических часов) и была реализована как блок единой образовательной программы профильной лагерной смены трижды на группах численностью 11-12 человек. Всего участниками данной программы стали 35 подростков и молодых людей.

Программа опиралась на методы арт-терапии и сказкотерапии. Во время вводной части занятий и в качестве «разогрева» была использована технология Т. Зинкевич-Евстигнеевой (2002). Основным инструментом программы стала экогуманитарная технология «Архетипический арт-конструктор» [8]. Для удобства были созданы рабочие тетради участников тренинга.

Метафорической основой программы с использованием Архетипического арт-конструктора является структура универсального мономифа «Странствие героя», подробный анализ которого осуществляется Дж. Кэмпбеллом в работе «Тысячеликий герой» [9]. Опираясь на данную структуру с характерными для нее этапами развития сюжета, участникам программы предлагалось последовательно выполнить следующие действия:

  1. Занятие первое – создание фигуры героя. В ходе занятия участники должны были представить и вылепить из пластилина своего Героя, который затем будет отправляться в странствие.
  2. Занятие второе – «Начало путешествия». В ходе занятия участники должны были сфокусироваться на текущей жизненной ситуации и метафорически представить ее на основе выбора одного из архетипических ландшафтов, входящих в набор «Архетипический арт-конструктор».
  3. Занятие третье – «Создание образа желаемого будущего». В ходе занятия участники должны были сфокусироваться на ситуации желаемого будущего и затем метафорически представить ее на основе выбора одного из архетипических ландшафтов, входящих в набор «Архетипический арт-конструктор».
  4. Занятие четвертое – осмысление условий достижения желаемого будущего, актуализация внутренних и внешних ресурсов, необходимых для успешного прохождения пути из настоящего в будущее.

Более подробное описание каждого занятия представлено ниже.

Занятие первое «Создание фигуры героя»

Были использованы материалы: пластилин 12-16 цветов, доска для лепки. Использовалась разогревающая методика, описанная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой и соавторами [4]. Ведущая сначала озвучивала название и игры и рассказывала о том, что в ходе игры каждый участник побывает в роли творца и попробует создать свой мир. Для создания мира нужны разные элементы: земля, огонь, вода, воздух.

Ведущая предлагала участникам сначала создать Землю. Для этого нужно было выбрать походящий по цвету пластилин и создать форму, которую пожелают участники. В процессе лепки ведущая рассказывала, что земля дает человеку ощущение уверенности, прочности, учит его создавать предметы материального мира, строить дома, обустраивать свой быт. Затем предлагалось создать огонь. Для этого нужно было выбрать походящий по цвету пластилин и создать подходящую, по мнению участника, форму. В процессе лепки ведущая рассказывала, что огонь сможет поселиться в душе каждого человека и помогает ему жить и творить, укрепляя дух человека и поддерживая его высокие устремления.

Затем участникам предлагалось создать воду. Для этого нужно было выбрать походящий по цвету пластилин и создать форму, ассоциирующуюся для участника с водой. В процессе лепки ведущая рассказывала, что вода будет дарить человеку очищение; она наполнит его внутренний мир разнообразными переживаниями и разовьёт его чувства и эмоции. Затем участники создавали воздух. Для этого выбирался походящий по цвету пластилин и создавалась форма. В процессе лепки ведущая рассказывала, что воздух сможет поддерживать мыслительные процессы и получение нового опыта. После этого ведущая предлагала соединить все полученные элементы и полюбоваться своим сотворенным миром. После сотворения мира участники по очереди представляли группе свои творения. Затем участники занятия объединяли все элементы мира и получали шар.

На следующем этапе занятия участники переходили к созданию своего Героя. Ведущая предлагала им населить мир и создать человека, в котором будут присутствовать все природные элементы. Для этого нужно разделить шар на семь частей разной величины. Самая большая часть – туловище, самый маленькая – шея, остальные шары – руки, ноги и голова. После этого предлагалось создать для человека подарки и подарить ему. Занятие завершилось представлением созданных работ и обсуждением впечатлений.

Занятие второе «Начало путешествия»

В ходе этого занятия участники должны были сфокусироваться на текущей жизненной ситуации и метафорически представить ее на основе выбора одного из архетипических ландшафтов, входящих в набор «Архетипический арт-конструктор». Это являлось условием для осмысления ими своей текущей ситуации и связанного с ней актуального эмоционального состояния. Также в рамках данного занятия решались задачи активизации саногенного и творческого потенциала личности участников на основе привлечения внимания к внутренним и внешним ресурсам, включая ресурсы, связанные с взаимодействием с природной средой. Создавались также условия для сплочения и развития группы. В качестве материалов были использованы: набор изображений ландшафтов Архетипического арт-конструктора, белая бумага размером А3, А2, краски гуашевые и акварельные, мелки восковые, карандаши цветные, фломастеры, журналы для коллажирования, клей, ножницы.

Молодым людям было предложено представить свою текущую жизненную ситуацию и метафорически передать ее на основе выбора одного из архетипических ландшафтов, представляя его также как место начала путешествия Героя. Ведущая просила их выбрать место (изображение ландшафта), в котором находится Герой, и откуда он начнёт своё путешествие. Если участник не мог подобрать подходящий ландшафт, ему предлагалось нарисовать его. Выбранному или нарисованному ландшафту затем необходимо было дать название.

Участникам предлагалось поместить вылепленную на предыдущем занятии фигуру Героя в пространство ландшафта и оценить комфортность места для Героя по 6-ти бальной шкале от 0 до 5 баллов. Затем им была дана следующая инструкция: «Существует традиция: перед дорогой путешественник некоторое время находится в покое. Он мысленно прощается, с тем местом, из которого отправляется в путь, осмысливает то, что здесь с ним происходило, находит всё самое хорошее, с чем связано это место, и благодарит его. Рассмотрите изображение ландшафта, найдите всё, что вам нравиться в нём, найдите все ресурсы этого места для своего Героя, в том числе скрытые, мысленно поблагодарите это место от имени своего Героя. Запишите ресурсы. Найдите также возможные опасности для Героя, в том числе скрытые, рассмотрите их, подумайте о том, как уберечь Героя от этих опасностей. Запишите возможные опасности и то, что можно сделать, чтобы уберечь Героя от этих опасностей».

После этого участникам предлагалось в паре или мини-группе обсудить друг с другом свои впечатления и размышления по поводу ландшафта, его скрытых и явных ресурсов и опасностей. Закончив обсуждение, они должны были расположить выбранный ландшафт на листе большего формата и создать творческую работу «Перед дорогой», используя различные изобразительные средства, в том числе, создавая и накладывая на исходное изображение ландшафта различные детали, нарисованные или вырезанные участниками из иллюстрированных журналов. Им предлагалось при этом проявить заботу о своём Герое, сделать место безопасным для него, отразить в работе свою благодарность этому месту, его ресурсам.

По завершении этого этапа участники помещали своего Героя в творческую работу, создавали рассказ на тему «Перед дорогой», который должен был включать монолог из 5-10 предложений от имени Героя, а также подбирали название для творческой работы и вновь оценивали комфортность места для Героя по 6-ти бальной шкале от 0 до 5 баллов. Занятие завершилось представлением созданных работ и обсуждением впечатлений в группе.

Уханова 2

Рис. 2 Работы участников, изображающие ландшафт, соответствующий началу путешествия Героя

Занятие третье «Создание образа желаемого будущего»

В ходе этого занятия участники должны были сфокусироваться на ситуации желаемого будущего и затем метафорически представить ее на основе выбора одного из архетипических ландшафтов, входящих в набор «Архетипический арт-конструктор». Это являлось условием для осмысления ценностей, стремлений, актуальных потребностей и мотивов подростков.

Были использованы следующие материалы: набор изображений ландшафтов Архетипического арт-конструктора, белая бумага размером А3, А2, гуашь, акварель, мелки восковые, карандаши цветные, фломастеры, журналы, клей, ножницы.

Членам группы было предложено выбрать один из ландшафтов, который соответствует их представлениям о цели путешествия Героя – желаемом будущем. Если участник не мог подобрать подходящий ландшафт, он мог нарисовать его. Выбранному или нарисованному ландшафту затем необходимо было дать название, затем поместить вылепленную фигуру Героя в пространство этого ландшафта и оценить комфортность места для героя по 6-ти бальной шкале от 0 до 5 баллов. В рабочих тетрадях участники выполняли упражнение повествовательного характера «Описание природного объекта» [8]. Им предлагалось выбрать наиболее интересный, привлекающий внимание объект, а затем описать его (могли также описываться живые существа, находящиеся в ландшафте).

Затем участникам давалась следующая инструкция: «Рассмотрите изображение ландшафта, представьте, что ваш герой уже достиг цели своего путешествия. Закройте глаза и представьте себя в этом месте, оглядитесь вокруг, что вы видите? Рассмотрите все детали. Какие звуки вы слышите? Какие запахи вы можете ощутить? Ощутите прикосновение воздуха, свою позу или движение. Побудьте со своими ощущениями какое-то время, а теперь запомните свои впечатления, откройте глаза и вернитесь в привычную среду». На основе своих впечатлений участники создавали творческие работы, используя по желанию изображение выбранного ранее ландшафта (помещая его на лист большего формата и дополняя с помощью рисования и создания фотоколлажей). Занятие завершилось представлением созданных работ и обсуждением впечатлений.

Занятие четвертое – осмысление условий достижения желаемого будущего и прохождение пути

В ходе этого занятия участникам предлагалось прояснить внутренние и внешние ресурсы, необходимые для успешно прохождения пути из настоящего в будущее, и затем пройти путь, представляя себя на месте Героя. Занятие включало построение модели пути Героя с использованием фоновых элементов арт-конструктора, а также дополнительных элементов, обозначающих вехи движения и ресурсы, используемые в процессе путешествия.

Данное занятие помогало участникам постепенно перейти от метафоры архетипического путешествия Героя к конкретным условиям своей жизни, уточнить стратегии достижения жизненных целей, которые могли быть связаны, как с внешними достижениями, так и внутренними качествами (здоровье, внутренняя гармония, удовлетворение и др.). Работа осуществлялась на основе использования техники «Прокладывая путь» [5].

В начале занятия ведущая кратко пояснила, что на пути Героя встречаются трудности, преодолевая которые он становиться сильнее, приобретает новые качества, помогающие ему достичь своих целей.  Она подчеркнула: «Вам предстоит осознать и обозначить положительные качества своей личности и внешние ресурсы, помогающие пройти этот путь. Все они будут служить опорами, ступая по которым, Вы сможете двигаться вперед».

Использовались следующие материалы: белая бумага размером А3, бумага или картон формата А4 разных оттенков, карандаши, клей, ножницы. При выполнении задания участники должны были вначале составить список различных положительных, ценных человеческих качеств, которыми они обладают. Затем они выбирали по листу цветной бумаги или картона для каждого положительного, ценного человеческого качества, которые включили в список; вырезали из них силуэты камней овальной формы примерно 25 см в диаметре, на которые могли бы наступать. После этого записывали на обратной стороне силуэтов камней названия положительных качеств, которыми обладают, а также тех качеств, которых пока нет в списке, но которыми они хотели бы обладать, и которые могли бы помочь им в достижении цели.

После этого им предлагалось вырезать из бумаги или картона определенного цвета форму примерно 50 см в диаметре, обозначающую сложную жизненную ситуацию или препятствие на пути достижения цели, а также другую форму аналогичного размера, обозначающую преодоление трудности и достижение состояния относительного или полного благополучия. Затем участники переходили к построению символического пути, передающего постепенное преодоление препятствий на пути достижения цели, располагая на полу вырезанные цветные силуэты камней, две формы, обозначающие препятствие и его преодоление. Путь должен начинаться с формы, передающей трудную ситуацию, и заканчиваться формой, обозначающей ее окончательное преодоление и включать два ландшафта, выбранных участниками на предыдущих занятиях для обозначения текущей ситуации и ситуации, связанной с достижением целей будущего.

Построив свой путь, участники проходили его, представляя себя на месте Героев. Занятие завершалось развернутым обсуждением впечатлений, связанных с построением и прохождением пути, подведением общих итогов тренинга. Определенный акцент делался на рассмотрении природной среды как связанной с физическими, эмоциональными и духовными ресурсами личности, текущей жизненной ситуацией и жизненными целями. Ведущая старалась привлечь внимание участников к тому, как мир природы воспринимается ими на текущем этапе жизни, какое значение и ценность он для них имеет, что они могли бы взять у природы в своих интересах, и что могли бы ей сами дать.

Пример 1

Один из участников тренинга (15 лет) имел определенные проблемы социальной адаптации. Изначально он характеризовался тем, что с трудом принимал ограничения и правила, постоянно конфликтовал со сверстниками, в результате чего отвергался многими из них, испытывал сложности в выстраивании дружеских отношений.

Во время первого занятия он создал Героя в виде «Чёрта». Его Герой получил бутылку с водой – подарок от автора, и трезубец – подарок от других членов группы. Для отправной точки путешествия своего Героя участник выбрал ландшафт, ассоциирующийся с архетипом «Творец» (изображающий извержение вулкана), и создал творческую работу «Мир теней». Ресурсами этого места участник посчитал огонь, камни и жар. В то же время, по его мнению, огонь также представляет и основную опасность для Героя. Участник смог позаботиться о своём герое в этой ситуации, добавив белую мебель, «на которой герой может отдохнуть», а также построил дороги к другим местам для отдыха и развлечения Героя.

На третьем занятии в качестве цели путешествия юноша выбрал архетипический ландшафт «Дарующий закон». Такой выбор отразил интуитивное движение участника к большему осознанию и принятию границ и правил, регулирующих поведение и отношения. В его творческой работе «Путь преодоления трудностей» отразилось переживание юношей своей проблемы – трудности в обретении друзей. Некоторые детали творческой работы юноши, например, космический корабль, на котором Герой планирует отправиться на поиски друзей на другой планете, позволили предположить появление новых возможностей для установления дружеских отношений.

В ходе прохождения тренинга можно было наблюдать улучшение поведения юноши, его более активное участие в творческих и спортивных мероприятиях отряда и лагеря. Например, на вечере поэзии он по своей инициативе читал стихи Высоцкого о друге. Можно было заметить проявление творческой активности, почти постоянное присутствие в отряде, появление эмоциональной привязанности и дружеских отношений, повышение принятия этого участника группой сверстников.

Пример 2

Участница (16 лет) тренинга отличалась высоким самоконтролем, сдержанным проявлением эмоций. Призналась, что такое поведение даёт ей ощущение стабильности, безопасности, уверенности. Это нашло своё отражение в выборе в качестве начальной точки путешествия архетипического ландшафта «Мудрая Женщина» с изображением вершины горы, возвышающейся над бело-голубыми облаками, под которыми не видно земли. Однако, участница колебалась с выбором ландшафта. Вторым вариантом ее выбора, не перешедшим в творческую работу, был ландшафт, соответствующий архетипу «Судья» (с изображением извержения вулкана и вспышек молнии). Но этот ландшафт затем был отложен.

Тем не менее, на третьем занятии участница набралась смелости и отправила своего Героя в путешествие, конечной целью которого явился архетипический ландшафт «Творец», также включающий изображение извергающегося вулкана. Она назвала свою творческую работу «Вулкан страстей». Участница оценила степень комфортности этого места для своего героя на 2 балла (наличие дискомфорта). Отношение участницы к этому месту амбивалентно. Она обозначила такие качества вулкана в рабочей тетради, как «угроза» и в тоже время, «величие», «яркость», «привлекательность», «неожиданность», «необычность». В процессе устной рефлексии участница сказала, что она намеренно отправила своего Героя туда, где ему трудно, чтобы он преодолел свой страх.

Для данной участницы это был первый выезд в лагерь. Она достаточно успешно, несмотря на трудности, адаптировалась, была активным помощником и участником в творческих делах отряда, проявила ответственность и принципиальность в роли санитара отряда. В ходе смены у неё появился друг, отношения с которым активно развивались.       

Результаты тренинга

Некоторыми результатами программы в целом, подтвержденными на основе применения методов психодиагностики, устной и письменной рефлексии, анализа творческих работ и заполненных рабочих тетрадей участников, явились:

  • повышение осознанности своих потребностей, мотивов, ценностей (об этом говорят характеристики творческих работ, результаты групповой и индивидуальной рефлексии),
  • укрепление позитивного самоотношения, осознание наличия внутренних ресурсов, сильных сторон личности, актуализация новых положительных качеств Я (об этом говорят характеристики творческих работ, выполнение заданий в рабочих тетрадях, результаты групповой и индивидуальной рефлексии),
  • рост интереса к творческой деятельности, актуализация творческих способностей (включённость участников в творческий процесс, особенности творческой продукции),
  • укрепление положительных эмоциональных связей в группе (наблюдение за взаимодействием участников, результаты рефлексии),
  • проявление и осознание некоторых особенностей субъективного отношения к природе [6,13] как одного из значимых ресурсов, связанного с потребностями личности; укрепление положительных эмоциональных связей с природой;
  • признание отношений с природой как одного из важных факторов здоровья и благополучия, психологической и социальной адаптации.

Все опрошенные участники (33 человека) выразили позитивное отношение и / или интерес к участию в программе. В качестве результатов работы по программе в итоговой обратной связи участники отметили:

  • самопознание, лучшее понимание себя и окружающего мира, в том числе, мира природы; повышение мотивации к личностному росту, общению с природой;
  • повышение веры в себя, активизацию волевых процессов;
  • повышение мотивации к творческой деятельности.

В процессе лагерной смены наблюдалось укрепление дружеских отношений участников. В конце смены отряд признан «Самым дружным». Реализация программы «Путь героя» наряду с другими частями общей программы профильной лагерной смены, общелагерными и отрядными мероприятиями, способствовала развитию позитивных эмоциональных отношений в группе и за ее пределами – с миром природы и социальной средой.

Изображения архетипических ландшафтов и персонажей вызвали активный интерес у подростков, мотивировала их к творческой деятельности и самопознанию, стимулировали воображение, облегчали вхождение в творческий процесс, снижали страх ошибки. Архетипический арт-конструктор позволил участником быстро и безопасно продвигаться к глубинным переживаниям и проблемам, безопасно разговаривать о самых волнующих темах на языке образов. Благодаря использованию этой экогуманитарной технологии подростки обратили внимание на значимость общения с природой и социальной средой для своего здоровья и благополучия, успешного развития, адаптации и личностной самореализации.

Заключение

В статье был представлен опыт применения экогуманитарной технологии «Архетипический арт-конструктор» (Копытин А.И., 2022), основанной на представлениях и методиках, характерных для арт-терапии, архетипической психологии и экопсихологии в работе педагога-психолога. Описаны результаты применения данной технологи в рамах психологического тренинга для подростков с проявлениями одаренности и имеющими определенные сложности школьной адаптации.

Полученные результаты свидетельствуют об адекватности и эффективности использования Архетипического арт-конструктора в процессе психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, имеющего целый ряд достоинств для решения комплекса психопрофилактических и коррекционно-развивающих задач.

Было показано, что Архетипический арт-конструктор является не столько психодиагностическим средством, сколько инструментом исследования и поддержки самопознания и личностного роста участников в ходе занятий на основе их творческой активности, поддерживаемой богатым визуальным стимульным материалом арт-конструктора.

Используя художественные средства в работе с архетипическими образами, арт-конструктор позволяет активизировать механизм архетипического экологического резонанса [8,12], проявляющегося в более активном участии архетипических факторов в процессе психического развития и социализации подростков. В то же время, помимо художественно-творческой активности, в ходе тренинговых занятий также уделялось значительное внимание осознанию участниками своих личностных позиций, связанных с учебной и профессиональной деятельностью, отношениями с представителями референтной группы, природой и обществом.

Опыт проведенных занятий позволил убедиться в следующих достоинствах данной технологии:

  • Наличие большого количества готовых образных конструктивных элементов в их сочетании с изобразительными материалами позволяет за относительно небольшое время создавать как отдельные работы, так и целые серии работ, отражающих буквально или метафорически разные жизненные ситуации, обеспечивая их моделирование, описание и рефрейминг.
  • Это также позволяет включать в процесс творческой, игровой деятельности тех участников занятий, кто испытывает затруднения в художественном самовыражении, жалуется на отсутствие творческой фантазии, склонен к интеллектуализации и рационализации, испытывает сопротивление в процессе психологического тренинга.
  • Использование значительного количества фонов и фигур позволяет передавать как внешний, так и внутренний контекст, связанный не только с реальной, физической средой, но и состоянием, характером персонажей, их отношениями друг с другом – внутреннюю картину переживаний. Это помогает развивать способность к рефлексии, вербальному и образному выражению своих переживаний, соотносимых с разными внешними условиями, особенностями среды.
  • Архетипический арт-конструктор включает экологическое, средовое измерение, связанное с использованием большого количества фонов с изображением разнообразных природных ландшафтов, позволяющих актуализировать, передавать и рефлексировать опыт взаимодействия с природной средой, формировать и корректировать субъективное отношение к природе, выявлять его характерные особенности, поддерживать формирование экоидентичности как одного из важных аспектов психического развития и развития субъектности подростков и молодежи.

Литература

  1. Алексеев С.В. Гуманитарное измерение экологической культуры человека: экогуманитарный подход // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 20.05.2022).
  2. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д., Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н. и другие. - 2-е изд., расш. и перераб. – М.: Министерство образования Российской Федерации, 2003.
  3. Богоявленская Д.Б. Природа «проблем» одарённых // Одарённый ребёнок. 2004, №4, С.74-83.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф.,  Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования: современная технология создания команд.СПб.: Речь, 2002.
  5. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса: методическое пособие. – СПб.: СПб АППО, 2015.
  6. Копытин А.И. Средовой и экологический подходы в арт-терапии и арт-педагогике: методическое пособие. –  СПб.: СПб АППО, 2017.
  7. Копытин А.И. Архетипическая психология в контексте экогуманитарного подхода // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2020. – T. 1, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: 20.05.2022).
  8. Копытин А.И. Экогуманитарная технология «Архетипический арт-конструктор». Методическое руководство — Санкт-Петербург: Иматон, 2022.
  9. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. – Киев: Рефл-бук, 1997.
  10. Ландау Э. Одарённость требует мужества: психологическое сопровождение одарённого ребёнка. –  М.: ACADEMA, 2002.
  11. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. Руководство практического психолога. – М.: Академический Проект, 2003.
  12. Хиллман Дж. Архетипическая психология. – СПб.: Б.С.К., 1996.
  13. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.
  14. Ясюкова Л.А. Прогноз профилактика проблем обучения в 3-6 классах: методическое руководство. – СПб.: ГП «ИМАТОН», 2001.
  15. Ясюкова Л.А. Прогноз профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников: методическое руководство. – СПб.: «ИМАТОН», 2005.
  16. Næss A. Ecology, community and lifestyle: outline of an ecosophy. – Cambridge: Cambridge University Press, 1989.
  17. Naess A. Self-realization: an ecological approach to being in the world. In A. Drengson & B. Devall (Eds.), The ecology of wisdom: Writings by Arne Naess (pp. 81–96). Berkeley, CA: Counterpoint, 2008.

Ссылка для цитирования

Уханова А.В. Использование экогуманитарной технологии «Архетипический арт-конструктор» в психолого-педагогическом сопровождении детей и молодежи // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 2. [Электронный ресурс]. – URLhttp://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен

Uhanova A.V. The use of eco-human technology "Archetypal Art Constructor" in the psychological and pedagogical support of children and youth // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2022. – Vol.3, №2. – URL: http://ecopoiesis.ru

 

 

 

 

 


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.