Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Уитакер П. ФЛОРЕСЦЕНЦИЯ

Уитакер П. ФЛОРЕСЦЕНЦИЯ

« Назад

УДК 159.99

ФЛОРЕСЦЕНЦИЯ*

b1806894744

Памела Уитакер

директор магистратуры по арт-психотерапии, Ольстерский университет, Белфастская школа искусств, Северная Ирландия

Аннотация

Слово «флоресценция» относится к цветению, изменению ситуации и развитию. Цветы являются выражением красоты и силы жизни, являются частью мира природы, культуры и человеческого опыта. В статье показана связь человека с цветами на физическом, психологическом и духовном уровнях. На примерах работ современных художников иллюстрируется важная роль общения с цветами как источником переживания исцеления и трансформации, связанных с жизненным циклом природы и человека.

Ключевые слова: цветы, цветочная терапия, искусство цветов

нглийское слово флоресценция следует отличать от флюоресценции (свечения). Синонимами этого слово являются: цветение, цветок, расцвет, полдень, весна. Расцвет ботаники как науки в XVIII веке породил целую группу английских слов, возникших как адаптация латинских. Ботаники выбрали слово «флоресценция» как эффектное слово для обозначения цветения цветка — хороший выбор, учитывая, что этот термин произошел от новолатинского florescentia, что означает «цветение». Florescentia связана с латинским глаголом florēre («цвести или процветать») и коренится в латинском существительном flos, означающем «цветок» (источник: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Merriam-Webster)

Дань цветам

Появление цветов коренным образом изменило жизнь на нашей планете. Покрытосеменные растения, как ботаники называют растения, образующие цветы, а затем заключенные в них семена, появились в меловой период (от 145 до 66 миллионов лет назад) и распространились по земле с ошеломляющей скоростью. С появлением цветов мир растений и земная жизнь в целом перешли на качественно более высокий уровень своего развития; в мире природы возникли новые комплексные взаимосвязи, активизировались обмен информацией и общение между живыми существами [3, Р. 117].

Покрытосеменные растения как форма жизни могут быть признаны одной из вершин эволюции. Для человека они важны не только как условие биоразнообразия и производства разных продуктов, но и как источник эстетического, эмоционального, духовного и исцеляющего опыта. Цветы ассоциируются с историей Земли и человеческой культуры. Наше физическое и психологическое благополучие неразрывно связано с состоянием мира природы, благополучием экосистемы, ее устойчивостью и способностью к восстановлению [29]. Как емкий культурный символ, цветы способны «рассказать» нам о любви и утратах, обозначить вехи жизненного пути и его дары. Цветы могут действовать как средства терапевтического воздействия, облегчая выражение самых разных аспектов человеческого опыта в его единстве с миром природы. В культуре и психотерапии цветы выступают источником постижения уроков жизненного цикла и совершения обрядов перехода, способствуют погружению в состояние созерцания и переживанию красоты как одного из великих даров жизни (рис. 1).

уи1

Рис. 1. Джошуа Вербер (2022 г.), «Сила ношения цветов». Цветочные головные уборы в стиле T Magazine, New York Times [Цветочные головные уборы] http://www.joshuawerber.com/floral-tete-a-tete

Примечание. Джошуа Вербер — флорист, который специализируется на создании цветочных головных уборов как предметах искусства.

Цветы привлекают нас своей симметрией и возможностью создания из них различных произведений искусства и ландшафтного дизайна, поддерживают и укрепляют нашу связь с природой, усиливают культурный и экологический резонанс, а также порой выступают в качестве символа трансцендентного начала: «Цветы земного растения — бесспорные символы духа; они воплощают собой идеал света, разума и сознания» [18, Р. 61]. Цветы также обозначают союз, сотрудничество разных форм жизни и межвидовые связи [30]. Воплощенная эстетика цветов является источником эмоционального благополучия, переживания удовольствия и радости. М. Pollan отмечает, что наше отношение к цветам обусловлено их восприятием как источника жизненной силы и, в то же время, непостоянства и трансформации: «Цветущий сад — это место, которое вы не можете не ощущать как место особо интенсивного общения между разными формами жизни… Он является ареной межвидовых связей, любви и заботы друг о друге» [24, Р.34].

Цветы дают возможность испытать воплощенную и реляционную эстетику посредством их мультисенсорного воздействия, связанного с их ароматом и визуальными характеристиками [9]. Как культиваторы и хранители цветов, мы реагируем на них многообразием наших личных и культурный ассоциаций и смыслов. Размножение растений посредством цветов является условием продолжения жизни, а садоводство — это искусство, которое создает живую инсталляцию, затрагивающую наш физический, психологический и духовный опыт. Садовники — это художники, а выращивание цветов — это одновременно экологическое и общественное творчество. Цветники в общественных местах — это места встречи и общения людей, которые могут вместе переживать эстетический и чувственный опыт. Цветы могут стимулировать посещение парков и иных общественных мест и связанные с ними разные виды культурной активности.

Elaine Scarry [26] рассматривает процесс воображения как поддерживаемый цветами и воздействием цветочных форм и ароматов. Благодаря этому, мы можем удерживать свое внимание на цветах и испытывать состояние очарованности, интериоризируя при этом «преходящее и эфемерное совершенство» цветка (Р. 107). Scarry воспринимает цветы как основу для воображения, в процессе которого «один образ перетекает в другой, подобно тому как лепестки соприкасаются друг с другом» [26, Р. 109]. Цветы вызывают ассоциации с чем-то прекрасным и трогательным – моментами счастья и драмы жизни. Будь то поминовение, праздник или демонстрация, цветы так или иначе напомнят о себе.

Обозначая особую среду, цветы являются частью обрядов перехода, обозначают моменты инициации или иные значимые жизненные события [9]. Они подразумевают жизненный цикл и наполнены личным и коллективным смыслом. Букет или цветочная композиция объединяют цвета, формы и текстуры в общий дизайн, связанный с единством и близостью. Букет обычно собирается из множества цветов, вместе помещенных в сосуд. Композиция в целом поддерживает фокус внимания на общем мотиве, помогающем организовать опыт. Цветочная композиция побуждает нас внимательно наблюдать за особенностями каждого цветка, чтобы понять, как сложилась общая картина и в чем ее смысл.

Созерцание и вдыхание аромата цветочной композиции также представляет собой наблюдение за течением времени. Ее образ не фиксирован, а трансформируется, отражая переход из одного состояния в другое, нанизывание одного культурного значения на другое. То место, где цветы выросли, является условием этических отношений с местом и связанных с ним экологических и культурных смыслов. Цветочные композиции представляют собой художественное высказывание, позволяющее передать опыт зарождения, развития, упадка и возрождения.

Продолжительность жизни цветка или цветочной композиции зависит от условий окружающей среды и ухода. Культивирование цветов насчитывает более 5 000 лет, что указывает на то, что цветы имеют огромное значение для человека и культуры [9], выступают живым свидетелем развития цивилизации на основе центральных тем, заданных цветочной экологией как частью природного и человеческого универсума [31].

Цветочная терапия

Сохранение цветов в виде гербария связано с каталогизацией образцов растений. Как ботаническая коллекция, гербарии и иные собрания цветов имеют отношение к упорядочению жизни и наследия человеческого опыта. Цветы могут ассоциироваться с периодами жизни и ее ключевыми событиями, которые имеют особое значение и ценность. Они связаны с сенсорной активацией и стремлением расти и плодоносить [13]. Цветы «помнят» прошлое, чтят настоящее и обозначают возможности будущего.

Разведение цветов и уход за ними могут быть терапевтическим компонентом садоводческой терапии, трудотерапии, экотерапии и арт-терапии. Цветочная терапия — это термин, который обозначает междисциплинарную область целебного использования цветов и разных видов человеческого контакта с цветами, оказывающего положительные эффекты для психического и физического здоровья. Флористику можно использовать для творческого самовыражения и повышения качества жизни, снятия боли и улучшения настроения и работоспособности [32].

Известны инициативы терапевтического использования цветов, в частности, с целью преодоления когнитивных и коммуникативных нарушений вследствие инсульта и черепно-мозговой травмы [20]. Lagreze [13] отмечает способность цветов снимать тревогу и улучшать психоэмоциональное состояние. Во время работы арт-терапевтической группы для взрослых цветы стали доступным и актуальным референтом для обмена жизненным опытом. «Фасилитатор предложил каждому участнику подумать о вазе, которую они могли бы выбрать для представления своей жизни, и наполнить вазу тем, что им нужно, используя цветы в качестве символического выражения» [11, Р. 17]. Создав композиции из цветов, участники группы комментировали то, как цветы олицетворяют их истории жизни, отмечая определенные преимущества цветов перед традиционными изобразительными средствами.

Выращивание садов и цветов – это форма художественного творчества, а цветы – художественный материал, который можно собирать для последующего создания из них произведений искусства на основе окрашивания, прессования, оранжировки, а также для создания кулинарных и аптекарских продуктов.  Аптекарский сад берет свое начало в средневековой истории и представляет собой сад лекарственных растений, предназначенных для лечения. Цветочные снадобья и фитотерапия являются подтверждением лечебных и восстановительных способностей цветов. Лекарственные цветы содержат растительные вещества и антиоксиданты, которые снижают риск различных заболеваний и победить их симптомы [8]. Известно, что цветочные средства Баха восстанавливают эмоциональное равновесие, поддерживают способность человека противостоять страхам, жить настоящим моментом и открывать для себя надежду и радость.

Флоромантия, или гадание по цветам, основана на использовании цветов как источников предсказания будущего и упорядочивания опыта. Эманации и энергетические вибрации цветов также используются в цветочной психометрии, где они выбираются и читаются как оракулы для исцеления и просветления. В практике цветочной психометрии используются знания, основанные на учете формы, оттенков и иных качеств цветка, чтобы предсказать развитие событий. Цветок или композиция из цветов может выступать в качестве средства понимания истории и перспектив жизни [3].

В качестве средства работы с жизненным опытом и отношениями цветы позволяют актуализировать прошлый опыт и вызвать ностальгию, подчеркивают преходящий характер жизненных событий, вехи жизненного пути и памятные даты, помогают отреагировать переживания и поднять настроение [9]. Создание цветочных композиций можно использовать как форму творческой активности, способствующей гармонизации отношений между телесными, психическими и духовными аспектами опыта человека.  «С цветами связаны положительные эмоции, такие как благодарность, надежда, сочувствие, счастье, любовь, гордость и покой» [8, Р. 3]. Цветы позволяют подчеркнуть ценность и уникальность чело-либо и способствуют позитивному настрою [8].

Mochizuki-Kawai et al. [21] исследовали влияние просмотра изображений цветов на восстановление после стресса и выявили такие эффекты, как снижение артериального давления, трансформацию негативных эмоций в позитивные и высвобождение кортизола. Созерцание изображений цветов также снижает тревогу и позволяло преодолеть негативные последствия стрессовых воздействий, отражающихся на функции миндалевидно-гиппокамповых областей мозга за счет переключения внимания и отвлечения от стрессогенных ситуаций [21]. Тревога и возбуждение уменьшались при просмотре изображений цветов, тем самым ускоряя восстановление после неблагоприятных событий. Ля объяснения этих эффектов привлекалась концепция восстановления внимания [12].

Восстановление внимания связано с созерцанием природы как средства преодоления умственной усталости, вызванной длительной концентрацией произвольного внимания. Цветок может восстанавливать концентрацию и стимулировать мягкое увлечение, которое коррелирует с устойчивостью и улучшенными когнитивных функций [22]. Восстановление внимания также основано на распознавании вариаций природных форм, проявлении эмпатии и принадлежности к жизненной среде как выражению интерсубъективности и взаимности [1].

Использование целебных свойств взаимодействия с цветами может предполагать их выращивание и создание цветочных композиций. Однако выращивание цветов требует планирования и заботы о растениях. Сад требует проявления внимания и заботы и может рассматриваться как произведение ленд-арта или живая инсталляция. Создание сада — это систематическая практика, усиливающая контакт с внешним миром, форма культивирования природы и заботы о ее благополучии и процветании. Сбор и аранжировка цветов связаны с эстетическим удовольствием, начинают проявляться еще в детстве и продолжаются всю жизнь.  Мы вспоминаем минувшие события и вехи жизненного пути, занимаясь сбором цветов и совершая с их участием разные ритуалы. Цветы тесно связаны с дарением подарков от лица человека и самой природы, надолго сохраняя светлые воспоминания, даже спустя долгое время после того, как такие подарки были получены [9].

Искусство цветов

Цветы можно носить как украшения и использовать их как талисманы для защиты и лечения. Традиции врачевания, связанные с цветами, относятся к траволечению, фольклору и гаданию [3]. Фрида Кало носила цветы как символ жизни, плодородия и возрождения. Ее сад был источником цветов, которые она использовала для своих автопортретов и натюрмортов. Она почитала ботаническое наследие Мексики и признавала его влияние на свою личность и творчество. Она признавалась, что рисует цветы, чтобы сохранить им жизнь, несмотря на их неизбежную смерть. В ее картинах цветы занимают видное место и выступают символом надежды, жизненной силы и бессмертия [6].

Цветы на похоронах и как знак почитания умерших не только символизируют потерю, но и прославляют жизнь. В качестве дани и знака утешения похоронный букет передает уважение ушедшей жизни, хотя при этом также становится символом memento mori — цветочной композицией, напоминающей о неизбежности конца [25]. Творчество художницы Ани Галлаччо посвящено теме угасания жизни и разложения и связано с созданием инсталляций из цветов, позволяющих ощутить привязанность к их эфемерной красоте (рис. 2). Она описывает цветы как романтизированный и идеализированный продукт природы и культуры, воплощающий человеческие желания и надежды, но при этом слишком быстро умирающий и разлагающийся. Органическая материя всех форм жизни, включая тело человека и материальность цветов, неизбежно разлагается. Темы хрупкости и текучести форм жизни, постигаемых в радости и горе, в творчестве Галлаччо актуализируются и передаются посредством цветов как пожизненных и посмертных спутников жизни [2].

уи2

Рис. 2. Галлаччо, А. (2003), «Сохрани красоту» [Красные цветы герберы]. Лондон: Галерея Томаса Дейна.

Примечание: Аня Галлаччио — художница, которая создает произведения из органических веществ и живых объектов, переживающих состояние трансформации. Она использует процесс органической энтропии как средство выражения эфемерности и преображения конкретного места и субъекта.

Ребекка Луиза Ло — современная художница, известная своими масштабными инсталляциями из цветов, которые соединены в полотна и подвешены. Она «рисует» цветами, и при этом каждый цветок — это мазок кисти, создающий эффектное живописное природное полотно, побуждающее к созерцанию и отвлечению от назойливых фактов повседневности (рис. 3) [17].

Сухой цветок воплощает застывшее время, а свежий цветок задерживает мгновение, и оба они одинаково прекрасны. Красота засушенного цветка в том, что мы можем вернуться к нему и наблюдать его вновь и вновь как сохраненный продукт Земли, совершенную форму природы, которая держится на своей хрупкости [17].

Работы Ребекки Ло обеспечивают физическое погружение в ее цветочные инсталляции. Они окружают и стимулируют, обеспечивают всеохватывающий опыт пребывания в цветочном коконе [15]. Ее огромные инсталляции также поддерживают участие людей в процессе объединения цветов в качестве художников-сотрудников. Такие компиляции из цветов и людей создают цветочные пространства изобилия и благоговения.

уи3

Рис. 3. Ло. (2020a), «Флорилегиум». https://www.rebeccalouiselaw.com/florilegium

Примечание: Ребекка Ло создает цветочные инсталляции для интерактивного восприятия, которые окутывают каждого зрителя, поддерживая его контакт с растениями.

И Галлаччо, и Ло создают цветочные инсталляции, чтобы подчеркнуть важность общения цветов с людьми и их влияние на культуру и потребление культурной продукции. Цветок как товар выращивается для продажи, а продолжительность жизни срезанных цветов рассчитана, с учетом возможности их покупки. Как правило, выращенные на продажу цветы оказываются вырванными из контекста и не синхронизированными с их природным или географическим местом обитания. Выращивание цветов для индустрии потребления связано с коммерциализацией сентиментальности. Ло считает свои цветочные инсталляции средством борьбы с атрофией чувства природного единства и с коммерческой утилизацией природных объектов: «Я никогда не считаю мертвый природный материал отходами. Я думаю, что именно поэтому у меня всегда были проблемы с флористикой, когда ежедневно выбрасываются тысячи цветов. Это приводит меня в отчаяние» [16, Р.24].

Художник герман де врис (биолог и естествоиспытатель) также занимается созданием цветочных инсталляций (рис. 4 и 5), рассматривая цветы в качестве средств исцеления и социальной терапии и намеренно преподнося цветы в изобилии, чтобы их можно было потрогать, понюхать и подержать [24]. Его инсталляции из цветов — лекарственные средства для тела и разума. В качестве средства восстановления, его цветочные композиции располагают нас к созерцанию их узоров, аромата, палитр и форм [24]. Герман де врис собирает растения и цветы для того, чтобы показать жизнь и, в то же время, предъявить посредством них «активный момент гибели» [28].

уи4

Рис. 4. Jockel J. (2015) [10], «Чтобы быть во всем», композиция германа де вриса [Бутоны розы]. Голландский павильон на 56-ой Венецианской биеннале. https://www.frieze.com/article/one-take-whole-earth

уи5

Рис. 5. Santambrogio G. (2017) [26]. «Дамасская роза» германа де вриса [Бутоны розы]. Голландский павильон на 56-я Венецианской биеннале.

Примечание: художник герман де врис воспринимает природу как искусство и собирает коллекции образцов растений для создания инсталляций и архивов данных о растениях для эстетических и научных исследований.

Флорист-дизайнер Льюис Миллер создает крупномасштабные цветочные букеты в стиле стрит-арт прямо на улицах (рис. 6). Миллер, известный как «Бэнкси цветов», оживляет самые оживленные места мегаполиса [7]. Как знаки препинания в застроенных городских районах, его цветочные интервенции выступают в качестве «партизан» красоты и природного начала в сердце мегаполиса.

Импровизированные художественные интервенции Миллера с цветами, называемые «Цветочные вспышки», — это яркое выражение доброй воли, щедрости и воодушевляющего начала природной красоты. Его цветочные композиции занимают повседневные места и становятся общедоступными формами подарков от лица художников и природной жизни.

 «Цветочные вспышки» (Flower Flashs) являются свидетельством эмоционального воздействия цветов и их неоспоримой силы, которую они проявляют в повседневной жизни. «Цветочные вспышки» служат прославлению природы и объединению людей и сообществ, особенно во времена стресса и испытаний. Они служат дружеским напоминанием о необходимости остановиться, вдыхать аромат цветов и наслаждаться моментами естественной красоты [4].

уи6

Рис. 6 Льюис Миллер (2022), «Цветочная вспышка: Весеннее пробуждение» [Букет цветов]. Мусорный бак на пересечении 20-й улицы и Бродвея в Нью-Йорке.

Примечание: Льюис Миллер — садовый дизайнер, создающий формы публичного искусства с цветами, которые также бесплатно доступны прохожим в качестве цветочных подарков.

Цветение

уи7 уи8

Рис. 7. Гарет МакКоннелл (2021), «Опыление цветов» [Фотография]. https://garethmcconnell.com/dust-flowers-2019/#1

Примечание: Гарет МакКоннелл — фотограф, выросший в условиях межконфессионального конфликта в Северной Ирландии и отражающий этот опыт с помощью цветов, которые обозначают его опыт жизни в молодежной рейв-культуре [18].

Цветы можно сажать, выращивать, выбирать, упорядочивать и сохранять, использовать их с целью познания природы и человека, а также творчества и лечения. «Когда исключительная красота растений в цвету, кажется уже не может прорвать завесу навязчивых мыслей в уме человека, связь его сознания с чувственным миром становится особенно эфемерной и грозящей утратой связи с основами жизни». [23, Р. 64]. В этом контексте цветы оценивают нашу способность впитывать и вдохновляться растительными формами как заключающими в себе жизненный потенциал. Эфемерная природа цветов обозначает течение времени, но также поддерживает фокус для их созерцания и осознания возможности выживания и сохранения природы.

Цветы необходимы для биоразнообразия и взаимосвязи видов. Биоразнообразие — это интерактивная взаимосвязь людей и их окружения в рамках общих ландшафтов. Терапевтические и эстетические свойства цветов поддерживают и активизируют нас и способствуют физическому и ментальному восстановлению. Они меняют наше настроение «от дисфории к эйфории и заставляют художников, следующих за цветами, словно ходить по канату, чтобы убедиться, что они не сбиваются в полный китч» [19, Р. 45] (рис. 7).

В визуальной культуре, садоводстве и экологической терапии цветы выступают в качестве «агентов природного влияния». Их витальность, хрупкость и, в то же время, огромная сила, являются маркерами эволюционного процесса и истории человеческой жизни в ее связи с циклами жизни природной.

Литература

  1. Abram D. The spell of the sensuous. – New York: Random House, 1996.
  2. Battle L. Land art in lonely places // Financial Times. – 2014, June 7.
  3. Dean L. Nature’s hidden oracles. – London: Godsfield, 2021.
  4. Flower Style. Book review: with his botanical performance art, Lewis Miller asks us to stop and soak in the glow of his fantastical flower flashes. – 2022. https://www.flower.style/good-reads/book-review-lewis-miller-flower-flash
  5. Gotthardt A. Frida Kahlo’s garden is still thriving: Six decades after her death.2019. https://www.artsy.net/article/artsy-editorial-frida-kahlos-garden-thriving-six-decades-death
  6. Grimberg S. Frida Kahlo’s still lifes // Women’s Art Journal. 2004-2005. Vol.30. – P.25-30.
  7. Hawthorne M. The Banksy of floral design // The New Yorker. – 2018. https://www.newyorker.com/magazine/2018/02/26/the-banksy-of-floral-design
  8. Hosseini-Molla S.M., Ahansaz-Salmasi M. The recovery with nature and flowers, implications for the coronavirus disease pandemic // Social Determinants of Health. – 2020. – Vol.16, №1. P.1-5.
  9. Huss E., Yosef K.B., & Zaccai M. Humans’ relationship to flowers as an example of the multiple components of embodied aesthetics. // Behavioral Sciences. – 2018. – Vol.8(32). – P.34-42.
  10. Jockel J. To be all ways, herman de vires exhibition at the Dutch Pavilion, 56th Venice Biennale. [Rose buds]. – 2018. https://www.frieze.com/article/one-take-whole-earth
  11. Johnson P. Development of a method: The use of flowers in group art therapy. (Master’s Thesis, Lesley University). Digital Commons @ Lesley. – 2019. https://digitalcommons.lesley.edu/expressive_theses/223/
  12. Kaplan S. The restorative benefits of nature: Toward an integrative framework // Journal of Environmental Psychology. – 1995. – Vol.21, №2. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0272494495900012
  13. Lagreze K. Art therapy blossoms: developing floral design in art therapy for adults with anxiety. [Master’s Thesis, Lesley University]. Digital Commons @ Lesley. – 2019. https://digitalcommons.lesley.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1197&context=expressive_theses
  14. Law R.L. Outside: In. – 2015. https://www.rebeccalouiselaw.com/artwork/outside-in-2
  15. Law R.L. Florilegium. – 2020a. https://www.rebeccalouiselaw.com/florilegium
  16. Law R.L. “I have always been in awe of nature”: artist Rebecca Louise Law on the preciousness and power of flowers // Artnet News. – 2020b. https://news.artnet.com/art-world/rebecca-louise-law-interview-1904110.
  17. Law R.L. Rebecca Louise Law: biography. – 2022. https://www.rebeccalouiselaw.com/about
  18. Marder M. Plant-thinking: A philosophy of vegetal life. New York: Columbia University Press, 2013.
  19. McConnell G. Why flowers are essential for optimism // Frieze. – 2021. https://www.frieze.com/article/gareth-mcconnell-flowers-art-essential-optimism
  20. Mochizuki-Kawai H., Kotani I., Mochizuki S., & Yamakawa Y. Structured floral arrangement program benefits in patients with neurocognitive disorder // Frontiers in Psychology. – 2018. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.01328/full
  21. Mochizuki-Kawai H., Matsuda I., & Mochizuki S. Viewing a flower image provides automatic recovery effects after psychological stress // Journal of Environmental Psychology. –  2020. https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0272494419304001
  22. Ohly H., et al. Attention restoration theory: A systematic review of the attention restoration potential of exposure to natural environments // Journal of Toxicology and Environmental Health. – 2016. https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10937404.2016.1196155
  23. Pollan M. The botany of desire: A plant’s eye view of the world. – New York: Random House, 2001.
  24. Richard F. Herman de vries // Artform. – September, 1998. https://www.artforum.com/print/reviews/199807/herman-de-vries-51245
  25. Sanromán L. The gardener, the farmer, the cook and the picture: landscape in the work of Anya Gallaccio. In K. Schubert, N. Bryson, L. Sanromán, L., B. Fee, J. van Adrichem, & C. Wallis (Eds.), Anya Gallaccio (P. 23-33). – London: Ridinghouse, 2013.
  26. Santambrogio G. Rosa damascene by herman de vries [Rose buds]. The Dutch Pavillion, 56th Venice Biennale. – 2017.
  27. Scarry E. Imagining flowers: Perceptual mimesis (particularly Delphinium) // Representations. – 1997. – Vol. 57. – P. 90-115.
  28. Tot Zover. herman de vries: Passing, 2022. https://www.totzover.nl/english/exhibitions/herman-de-vries-passing/.
  29. World Health Organization. Compendium of WHO and other UN guidance on health and environment: nature and health. –2021. https://cdn.who.int/media/docs/default-source/who-compendium-on-health-and-
  30. Williams K. Garden entanglement as ecological becoming: An arts-based diffractive methodology // Antistasis. – 2020. – Vol. 10, №1. – Р. 40-57.
  31. Willmer P. Pollination and floral ecology. – Princeton, NJ: Princeton University Press, 2011.
  32. Yarden Y., Kabaha A., Rosen T., Avisar I., Orbach H., Amital D., & Amital H. The powers of flowers: Evaluating the impact of floral therapy on pain and psychiatric symptoms in fibromyalgia // The Israel Medical Association Journal. – 2019. – Vol.21, №7. – Р. 449-453. www.researchgate.net/publication/335774930_The_Powers_of_Flowers

 

Ссылка для цитирования

Уитакер П. Флоресценция // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2022. – T. 3, № 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Whitaker, R. (2022). Florescence // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice– 2021. – Vol.3, №2. [open access internet journal]. – URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y)


О журнале

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание - Рецензируемый научный сетевой журнал «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер Эл №ФС77-79134.

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 2 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Учредитель / Издатель / Главный редактор: Копытин Александр Иванович 
Tel: +7 921 3277429 с 18.00 до 21.00 ежедневно по московскому времени
Email: alkopytin59@gmail.com 

Почетный соредактор: Левин Стивен

Возрастная категория: 12+

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.