В РЕЗОНАНСЕ С ЗЕМЛЕЙ
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» создан новый раздел, названный «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую отношения человека с миром природы, являющиеся результатом творческого союза человека и Земли. В этом выпуске представлены фотографии и инсталляции Сьюзан Тир (США) и стихи Стивена Левина (Канада)
БИВУАК – ИНСТАЛЛЯЦИЯ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ
Тир Сьюзан
докторант Университете Лесли (Кембридж, шт. Массачусетс, США), магистр искусств в области фотографии и медиаисследований в колледже СМИ (Рокпорт, шт. Мэн). Советник общинного проекта «Желтый тюльпан», ориентированного на преодоление предрассудков, связанных с психическим здоровьем.
Более двадцати лет я занималась коммерческой архитектурной фотографией. Рассматривая свои фотографии на экране компьютера, они казались мне все более пустыми. Для того, чтобы это преодолеть, я стала работать более интуитивно, настраиваясь на окружающую среду. Я начала фотографировать воду, небо и огонь. Все-равно изображенное на фотографии продолжалось восприниматься мной как недостаточно живое и реальное. Поэтому я начала печатать на ткани, чтобы увидеть, как этот новый материал изменит мое восприятие процесса и его результатов. Я остановила свой выбор на мягком шелке для печати, который помог сделать образы более живыми. Шелк колыхался на ветру, как рябь на воде. Образы становились более подвижными, меняясь на свету. Я начала погружать шелк с находящимися на нем изображениями под воду, стараясь также фотографировать происходящие под водой изменения с картинами. Творческий процесс превратился для меня в физически ощущаемое действие, во время которого я чувствовала себя активным участником и частью природного ландшафта. Мои работы оживали, и я тоже.
Однако, мои вопросы о том, как предупредить возвращение напечатанных на шёлке изображений в неподвижные двумерные формы, не утихали. Я решила, что они должны вернуться туда, где я сделала фотографии – в реальный ландшафт, чтобы они могли там дышать и жить. У моих близких друзей в моем городе в Вермонте был земельный участок, на котором произошел микровзрыв, поваливший около шестидесяти деревьев в лесу за их домом. Уцелевшие деревья создали структуру, похожую на каркас дома, дав мне каркас. В течение последующих шести месяцев мы с владельцами участка привели территорию в порядок, чтобы она стала проходимой и открытой ля посещений. Я продумала варианты того, как можно повесить шелковые изделия, и провела много часов, знакомясь с территорией. Я чувствовала умиротворение и сопричастность земле. Я напечатала изображения на маленьких и больших шелковых поверхностях, сшила их, а затем повесила на проволоку между деревьями.
Инсталляция была завершена к празднованию зимнего солнцестояния 2018 года. Я поставила под висящим шелком огоньки и разожгла два костра. Луна тоже давала свет. Более девяноста человек прошли по лесной тропинке, освещенной свечами, погруженными в ледяные светильники, к отверстию, где светящийся шелк мягко колыхался на вечернем ветру. Эта инсталляция, связанная с солнцестоянием, стала поворотным моментом в моем творчестве, потому что мои фотоработы была не на бумаге, висящей на стене внутри помещения, а оказались интегрированы в ландшафт, и люди могли вместе соприкоснуться с искусством и природой.
Весь следующий год я провела на месте созданной инсталляции. Иногда я ставил палатку и спала под деревьями и колышущейся тканью. Я наблюдала за взаимодействием моих работ с природными стихиями и занималась искусством. Времена года менялись, и шелк постепенно начал рваться. В то же время, я видела, как Земля и ее обитатели медленно восстанавливаются после взрыва. На территории наблюдалась активность растений и животных, особенно, многочисленных птиц. Некоторые их виды видимо всегда жили там, но также появились новые виды. Ирония времени заключалась в том, что пейзаж обновлялся, а шелк тускнел и рвался. Новый естественный рост форм природной жизни и «упадок» моих произведений искусства резонировали со мной, отражая процесс моего внутреннего обновления.
Инсталляция прекратила свое существование конце 2019 года. Я грущу, понимая, что больше никогда не увижу свое произведение. В то же время, опыт создания и жизни моего произведения в природном ландшафте оказал на меня глубокое воздействие. Я испытываю огромную радость, вспоминая о проекте и глядя на фотографии среды с инсталлированными в нее изображениями. Это место, которое я признаю своим временным домом – бивуаком.
«413»
Левин Стивен
является главным соредактором журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» и соредактором книги «Экопоэзис: новые перспективы экспрессивных и креативных терапий в XXI веке», а также других книг и статей в области экспрессивной арт-терапии, преподает в Европейской высшей школе в Швейцарии. Философ, театральный деятель и поэт, автор книги «Песня о единственной победе: поэзия против войны».
«Четыреста тринадцать», — скандируем мы,
двигаясь по неудобной обочине шоссе.
Проезжая мимо нас, автомобили сигналят
в знак одобрения, поддержки и солидарности,
выражая свое несогласие с теми,
кто, несмотря ни на что, старается строить
еще одно шоссе в зеленом поясе Онтарио.
«Стоп четыреста тринадцать!», — скандируем мы.
Наделённые властью и деньгами строят, а мы сканируем и поем,
как будто наши голоса могут остановить разрушение.
Мы хотим говорить правду власти
– той силе, которая отказывается слушать.
Но мы все равно идем
– отец, сын и внук.
Есть в этом что-то святое.
Я верю, что это так,
размышляя над искривленным миром.
И мы будем искуплены,
да, несмотря ни на что.
Я верю, что мы будем искуплены.
«Три поколения!» — говорю я всем вокруг.
И смерть не будет иметь власти.
Хотя я порой останавливаюсь
и не могу больше сделать ни шагу,
но смерть не будет иметь власти.
Нет власти над любовью.
Нет власти над нашей любовью к Земле!