В РЕЗОНАНСЕ С ЗЕМЛЕЙ
В журнале «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» некоторое время назад создан раздел «В резонансе с Землей». Он содержит стихи и прозу, произведения изобразительного искусства, фотографии, мультимедиа и иную творческую продукцию, отражающую наши отношения с миром природы. В этом выпуске журнала данный раздел включает стихи и картины Джудит Грир Эссекс и Дженны Монтгомери.
АЛЬБАТРОС И Я
Джудит Грир Эссекс
Доктор философии, LMFT, ADTR, REAT. Она является профессором Европейской аспирантуры в Саас-Фе, Швейцария, и директором-основателем Института экспрессивных искусств в Сан-Диего. Джудит преподает создание общественных произведений искусства, чтобы помочь большим группам людей сотрудничать и творить вместе. Вела семинары по развитию и консультировала для больницы Sharp в Коронадо, университета Toyota, группы паллиативной помощи больницы Mercy, торговой палаты GSDBA в Сан-Диего, университета Alliant и репертуарного театра Сан-Диего и других.
Когда Стив Левин объявил о приеме материалов в очередной номер журнала, я размышляла о своей жизни: что мне предстоит начать, и каковы могут быть мои следующие шаги. Я чувствовала туман в голове и отсутствие ясного направления для моего будущего. У меня не было ни надежной опоры, ни определенного плана действий. И на этом фоне в моем воображении возник образ странствующего альбатроса.
Иногда ко мне приходит то или иное животное; иногда как реальное существо, иногда – как образ воображения. Оно приветствует меня и приглашает к диалогу. Когда это происходит, я серьезно отношусь к такой встрече. Обдумываю ее обстоятельства, то, что я делаю, что делает это животное, и какие ощущения, эмоции, мысли и воспоминания возникают по мере того, как отношения с этим животным возникают и развиваются. Я стремлюсь понять уникальную природу этого существа – молодого или старого, самца или самки, отдыхающего или путешествующего, находящегося под угрозой исчезновения или в безопасности. Я хочу узнать личность животного. Постижение уникального характера этого существа и наших с ним отношений позволяют понять его значение в моей судьбе.
Я наблюдаю за животным или его образом и стараюсь мысленно двигаться так, как будто у меня его тело, или как будто его сущность живет во мне. Я могу рассматривать множество фотографий этого животного, либо рисую его. Такое исследование занимает много часов, чтобы затем постараться перенести его качества и то, что животное раскрывает во мне, в мою нынешнюю реальность. Когда я размышляла о жизни альбатроса, его жизни и полетах, это принесло мне внутренний покой. Я приняла такой способ существования, когда можно жить, не зная, каким будет следующий шаг и лететь навстречу миру, паря в потоках воздуха. Я продолжаю получать уроки, общаясь с моим альбатросом.
В полете
Нет никаких ступенек,
Путь не проложен,
Нет ни светофоров,
Ни четко выверенного маршрута,
Ни путеводителей,
Ни карт.
Это горький предел –
Как дом Дороти,
Затянутый в клубящееся облако
И унесенный.
Снятый с якоря,
Плывущий по воле волн,
Вырванный с корнем,
Катящийся как перекати-поле,
Не ведающий пристанища.
Я тоскую
По моей пуховой подушке,
Моей чашке и теплым тапочкам.
Но перо плывет,
А семена упали в землю,
И странный лист кружится
У них нет
следующего
указанного
шага.
Я полечу вместе со странствующим альбатросом,
Рассекая крыльями бесконечную синеву
Паря в пространстве,
Не имея твердой опоры.
Обретая себя над большим морем
И в большом небе.
Скоро я увижу кивающие каллы,
Заглядывающие в окно у моего письменного стола
Скоро я приду
Усталая
И свободная
К себе домой.
РАСЧИЩАЯ МЕСТО ДЛЯ СЕЗОНА ПОЛЕВЫХ ЦВЕТОВ
Дженна Монтгомери
канадская художница, специалист в области терапии экспрессивным искусством. Особое внимание в своем творчестве обращает на взаимодействие человека с природой.
Однажды утром, знакомясь с новыми акварельными красками, я смотрела, как разные оттенки смотрятся на бумаге. Для этого требовалось совсем немного навыков. Я наносила краску свободными горизонтальными линиями. Я экспериментировала с разными мазками. Постепенно родилась маленькая картинка. Подбирая к ней слова в виде свободных ассоциаций, я написала стихотворение. Вскоре я поняла, что и стихотворение, и картина отражают то, откуда я пришла, и что для меня важно в настоящее время. Общественные пространства, которые я знала до пандемии, начинают преображаться и обретают новую жизнь. Меняются люди и их жизненная среда, и я могу внести в это свой вклад. Думаю, у меня есть желание и навыки для создания нового общества, и я могу начать с расчистки пространства. Экспрессивные искусства помогли мне открыть дверь в пространство мудрости и творчества вместе с самой природой.
Порог прямо здесь, под ногами.
Он открыт для всех, кто внимателен к жизни.
Врата увяли,
Но если пройти дальше, то встреча неизбежна.
За воротами — пока еще сухо и, кажется, бесплодно.
Но я отчаянно жду, умоляю новую жизнь прийти,
И почти могу уже к ней прикоснуться.
А ты можешь?
Пройти сквозь этот вход — это нечто большее
Чем физическое движение,
Ведь мы здесь, чтобы очистить небо,
Освободить пространство для света и стать его проводниками.
И вот уже поля и пастбища оживают,
Превращаясь в зеленый ковер,
По которому можно бегать и танцевать,
Приветствуя новую жизнь.
Отбрасывая обувь в сторону,
Обнажая ступни и лодыжки,
Чувствую, как травинки щекочут и колют кожу,
Склоняясь, когда я ступаю по ним, и поднимаясь после.
Приветствуя мои шаги, они тоже танцуют,
Взволнованные тем, что должно произойти.
Ведь скоро наступит сезон полевых цветов.