Экогуманитарные теория и практика
ISSN 2713 – 1831
Экофилософия
Экопсихология
Экотерапия
Эко-арт-терапия
Экологическое образование
«Зеленое» искусство
Экоэстетика
Главная \ Актуальное \ Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ

« Назад

УДК 303.443.2

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ1

2016-06-27-17-35-11-4727-vinokurova

Винокурова Наталья Фёдоровна

д.п.н., профессор, профессор кафедры географии, географического и геоэкологического образования НГПУ имени Козьмы Минина (Нижний Новгород, РФ)

ab24830da3b4a37f97d80c2772395602

Лощилова Анна Александровна

к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики НГПУ имени Козьмы Минина (Нижний Новгород, РФ)

 

Аннотация

В статье раскрыта педагогическая проблема формирования культуры устойчивого развития средствами технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Её актуальность обусловлена опережающей функцией современного образования как ключевого фактора перемен в направлении устойчивого развития. Рассмотрена структура культуры устойчивого развития в единстве аксиологического, онтологического, гносеологического и праксиологического компонентов. Определено специфическое содержание, базирующееся на особых культурно-экологических феноменах – культурных ландшафтах. Обоснованы этапы становления культуры устойчивого развития и комплементарная с ними технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Раскрыты концептуальные основы данной технологии, а также её целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты.  Представлена сопряжённость процессуально-технологического компонента технологии с содержанием авторской программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области».

Ключевые слова: культура устойчивого развития, культурно-ориентированные интегральные ситуации, культурные ландшафты, интегрально-ситуативный подход, коэволюция.

 

Введение

В настоящее время качественно новые социальные, экономические и экологические вызовы, проявляющиеся на всех территориальных уровнях, угрожают самой возможности существования человеческой цивилизации. Не только в узком кругу специалистов, но и во многих слоях гражданского общества есть понимание того, что современный системный кризис – это внешнее проявление кризиса личности. В данной связи мировым сообществом практически повсеместно признана ведущая роль образования, выступающего ключевым фактором перемен в направлении устойчивого развития.

Особенностью образования в интересах устойчивого развития, как глобального цивилизационного образовательного проекта, является его опережающий характер, обусловленный специфической целью формирования культуры устойчивого развития. Культура устойчивого развития базируется на новых «человековключающих» моделях познания, коэволюционных ценностях, конструктивно-творческой созидательной деятельности, направленной на окультуривание окружающей действительности.

Имея проектный, междисциплинарный характер, она ориентирует на адаптацию, осмысление и творческое созидание в окружающей среде. Её формирование требует разработки новых инновационных технологий, способствующих преодолению отчуждённости человека и природы, формированию опыта культурообусловленных взаимоотношений между ними, взаимного единения и ценностного отношения.

В ходе исследований по проекту РФФИ нами была разработана технология культурно-ориентированных интегральных ситуаций, основанная на идеях коэволюции, экогуманизма и постнеклассичности. В продолжение наших исследований в рамках данной статьи рассмотрим проблему формирования культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций.

 

Материалы и методы

В исследовании был использован ряд теоретических методов: системно-структурный анализ, обобщение, систематизация, моделирование, проектирование. Анализа философских работ позволил определить ключевые идеи и положения, являющиеся «ядром» формирования культуры устойчивого развития:

- идеи коэволюции, выдвинутые академиком Н.Н. Моисеевым, которые предполагают преодоление идеологии покорения природы, выстраивание отношений с природой на основе эмпатии, события, партнерства, гармоничного со-развития;

- идеи устойчивого развития, предполагающие баланс экономического, экологического и социального спектров жизнедеятельности, являющиеся стратегическим вектором формирования экологической культуры в постиндустриальном обществе;

- идеи постнеклассичности, определяющие «новую картину» мира, новые модели познания, ориентирующие на преодоление дистанцирования познающего разума от изучаемых объектов;

- идеи экологизации и гуманизации, являющиеся «дирижирующими» направлениями развития современной постнеклассической науки;

- идеи интегральной теории К. Уилбера, которая даёт возможность целостно представить картину совместно развивающихся процессов, явлений и их теоретической рефлексии.

- приоритетность кульутроориентированного содержания в связи с ключевой ролью культуры в достижении приоритетной стратегии современной цивилизации и значением личностных качеств в его достижении.

Анализ научной литературы позволил установить специфическое содержание формирования культуры устойчивого развития, связанное с изучением культурно-экологических феноменов, человекоразмерых моделей познания – культурных ландшафтов. С позиции системности культурный ландшафт можно рассматривать как сложную саморазвивающуюся геоэкосоциосистему (Б.И. Кочуров [7], Н.Н. Клюев и др.) – модель сотворчества человека и природы. Она позволяет раскрыть включенность человека в систему экологических отношений с природной, культурной, социально-технической подсистемами ландшафта, что способствует его идентификации с данным сложным территориальным комплексом.

Ключевыми методологическими ориентирами в формировании культуры устойчивого развития являются культурно-экологический, ландшафтно-средовый и интегрально-ситуативный подходы.

Культурно-экологический подход [2] обеспечивает «диффузное» проникновение культуры устойчивого развития во все компоненты педагогической системы. Экологизацию образования в контексте культурологических идей.

Ландшафтно-средовый подход (Н.Ф. Винокурова [12]) ориентирует на рассмотрение культурного ландшафта в качестве культурно-экологической образовательной среды, содержащей широкий спектр возможностей для познания и постижения его коэволюционных ценностей, «прочтения его культурных значений», созидательной деятельности, направленной на взаимное улучшение личностных качеств учащихся и качеств ландшафта.

В позиции дополнительности к ландшафтно-средовому подходу находится интегрально-ситуативный подход (Н.Ф. Винокурова, А.А. Лощилова [8]). Он развивает его средовые идеи и обеспечивает насыщение культурно-экологической образовательной среды культурно-ориентированными интегральными ситуациями, позволяющими обучающимися выйти на новый уровень постижения холистичности ландшафта через категориальную матрицу «целого» и «части». Такой подход к рассмотрению ландшафтов обусловлен спецификой освоения сложных человекоразмерных систем. 

 

Результаты исследований

Системно-структурный анализ культуры устойчивого развития позволил раскрыть её аксиологический, онтологический, гносеологический и праксиологический аспекты, отразившие многообразие философских концепций культуры и её особенности комплексно влиять на все сферы сознания личности (Н.Ф. Винокурова [2]).

Определено, что становление культуры устойчивого развития отражает процесс культурного освоения субъектом ценностно-смысловых доминант культурно-цивилизационного пространства и предполагает реализацию ряда этапов (по Н.Ф. Винокуровой [2]):

  1. культурно-адаптационный этап, связанный с означиванием окружающего пространства;
  2. культурно-смысловой этап, предполагающий осознание, осмысление и понимание осваиваемого культурного пространства;
  3. культурно-творческий этап, ориентирующий на творческое созидание.

Реализация данных этапов требует использования технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций.

Концептуальные основы разработанной нами технологии составляют идеи коэволюции, (Н.Н. Моисеев [10]); идеи теории сложности (синергетики) –- новой холистической методологии, обеспечивающей целостное видение сложных феноменов, раскрывающей «глубинную связь атомарности и интегральной целостности, их обращаемость и возможное превращение друг в друга» (Е.Н. Князева [6]); положения интегральной теории К. Уилбера [17]. Исследования Н.И. Чуприковой [4] и Г.Н. Каропа [5], развивающие концепцию системной дифференциации, согласно которой знания, имеющие интегральный характер, «развиваются из нерасчлененных структур путем их постепенной дифференциации и системного обобщения» [4].

Культурно-ориентированные интегральные ситуации несут в себе идею общности человека и мира, его включенности в ткань бытия (С.Л. Рубинштейн [14]). В данной связи их можно представить как целостную систему условий, "запускающих" механизм личностного саморазвития. Ситуации находятся в сопряжении с этапами формирования культуры устойчивого развития, позволяя обеспечить воздействие на все сферы сознания личности.

Основу представленных ситуаций составляет субъект-субъектное взаимодействие между педагогом, культурным ландшафтом и обучающимся. Культурный ландшафт ситуации рассматривается как равноправный субъект. Отношения между ним и личностью развивается от субъект-обособленного типа – к субъект-совместному и далее к субъект-порождающему, что позволили выделить исследования В.И. Панова [11].  В результате происходит постепенное взаимное улучшение качеств ландшафта и личности.

При конструировании содержательного компонента культурно-ориентированных интегральных ситуаций мы основывались на положениях М.В. Рагулиной [13] о специфике познания культурного ландшафта. С этих позиций ландшафт в содержании ситуаций предстаёт не как беспорядочная мозаика, а как закономерное сочетание эволюционирующих взаимосвязанных компонентов: природы, общества, культуры, отдельной личности. Развивая идеи американского психолога Дж. Брунера [1] о структурировании содержания, нами были установлены ключевые понятия, раскрывающие сущность ведущих идей и определяющие вектор изучения культурного ландшафта:

- в культурно-адаптационной интегральной ситуации такими понятиями являются «образ», «эстетика», «пейзаж»,

- в культурно-смысловой интегральной ситуации «символ», «ценность», «наследие»,

- в культурно-созидательной интегральной ситуации – «качество» (экономическое, экологическое и социальное благополучие), «стратегия природопользования».

Процессуальный компонент ситуации представлен интегрально-дифференцированным алгоритмом, разработанным на основе «всесекторной, всеуровневой» AQAL модели К. Уилбера [17], а также принципа системной дифференциации (Н.И. Чуприкова [4], Г.Н. Каропа [5]), выражающего закономерность мыслительной деятельности человека, связанной с движением от целого к части.

В соответствии с представленными положениями нами был разработан алгоритм решения культурно-ориентированных интегральных ситуаций [12]. Он включает следующие стадии.

1 стадия, «Фокусировка на целом встреча», ориентирована на знакомство с культурном ландшафтом, его чувственное познание. Своё ассоциативное восприятие школьники выражают в ментальной карте, отражающей их представление о культурном ландшафте.

2 стадия, «Фокусировка на части – диалог», предполагает выявление базовых отношений между компонентами ландшафта, осмысление их взаимовлияний друг на друга, что способствует постижению свойств ландшафта как целостного территориального комплекса. Она побуждает к диалогу со всеми компонентами ландшафта.

3 стадия, «Фокусировка на целом синтез», представляет собой результат взаимодействия личности и ситуации, своеобразный интегральный ландшафтный синтез. Осуществляется коэволюционных диалог, обобщающий в единое целое факты, информацию, полученные на предыдущей стадии.

В результате создаются образовательные продукты, специфика которых зависит от рассматриваемой культурно-ориентированной ситуации (таблица 1).

В качестве примера рассмотрим реализацию данной образовательной технологии в разработанной нами программе внеурочной деятельности для 7-8 классов «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области».

Таблица 1.

Сопряжённость процессуально-технологического компонента технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций с содержанием программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области».

Этапы процесса культурного освоения субъектом ценностно-смысловых доминант пространства культурного ландшафта

Культурно-ориентированные интегральные ситуации

Содержание программы «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области»

 

Образовательный продукт культурно-ориентированных интегральных ситуаций

1.Культурно-адаптационный этап

1. Культурно-адаптационная интегральная ситуация

Раздел 1.  Погружение в культурный ландшафт усадеб Нижегородской области: взгляд эстета.

Ментальная карта идеального образа культурного ландшафта

2.Культурно-смысловой этап

2. Культурно-смысловая интегральная ситуация

Раздел 2. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд ценителя

  • «Жизненный кодекс природопользователя».
  • «Портрет идеального пользователя культурного ландшафта».

3.Культурно-творческий этап

3. Культурно-созидательная интегральная ситуация

Раздел 3. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд деятеля и творца

  • «Дорожная карта» творческо-созидательного совершенствования культурного ландшафта
  • «Формулы» устойчивого развития культурного ландшафта
  • Проекты по футуродизайну и экодизайну ландшафтов

Отметим, что содержание программы выстроено в соответствии с положениями интегрально-ситуативного подхода, требующего целостного рассмотрения культурного ландшафта в контексте развития всех его компонентов: природы, общества, культуры и внутреннего мира личности, проживающей на его территории. 

Программа включает три раздела «Я в культурном ландшафте усадеб Нижегородской области»:

Раздел 1.  Погружение в культурный ландшафт усадеб Нижегородской области: взгляд эстета обеспечивает создание целостного образа культурного ландшафта.

Раздел 2. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд ценителя предполагает осмысление содержания, формирование ценностного отношения к культурным ландшафтам усадеб Нижегородской области.

Раздел 3. Культурные ландшафты усадеб Нижегородской области: взгляд деятеля и творца направлен на включение обучающихся в жизнетворчество, созидательную деятельность в культурном ландшафте.

 

Выводы  

Формирование культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций позволяет обучающимся выйти на новый уровень осмысления взаимоотношений человека, общества и природы, осознать регулирующую роль культуры в достижении коэволюции между ними. Благодаря использованию культурных ландшафтов, как новых «человекоразмерных» форм познания, создаются предпосылки для осознания холизма и атомарности, собственной «ответственной участности» в процессах и явлениях окружающей среды, формирования партнерского со-бытия человека и природы. Более подробно с результатами наших исследований можно ознакомиться в ряде наших статей и монографии [2, 3, 8, 12, 16, 18, 19].

 

Литература

  1. Брунер Дж. Процесс обучения: пер. с англ. М. АПН РСФСР, 1962.
  2. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Формирование культуры устойчивого развития: методология и образовательная практика в регионе // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность. Сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции, 2017. С.14-17.
  3. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Методика воспитания экологической ответственности учащихся 5-7 классов в неформальном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2018. Том 1, № 61. С. 149-153.
  4. Дифференционно-интеграционная парадигма теории развития /сост. Н. И. Чуприкова, А. Д. Кошелев. М.: Языки славянской культуры, 2011. 497 с.
  5. Каропа Г.Н. Системная дифференциация как закономерность и принцип обучения [Электронный ресурс] // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Том 22, №6 (170). С. 107-116. URL: https://doi: 10.20310/1810-0201-2017-22-6(170)-107-116 (дата обращения: 10.04.2020).
  6. Князева Е.Н. Атомизм и холизм в современной теории сложности // Философия и культура. 2013. № 6. С. 736-745.
  7. Кочуров Б.И., Лобковский В. А., Смирнов АЯ. Эффективность и культура природопользования: монография. М.: РУСАЙНС, 2018.162 с.
  8. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф. Интегрально-ситуативный подход в формировании эколого-ориентированной жизнедеятельности личности при изучении культурного ландшафта // Известия ВГПУ.  2020. №7 (150). – С. 12-17.
  9. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 17-21.
  10. Моисеев Н.Н. Экология и образование. – М.: ЮНИСА, 1996. – 192 с.
  11. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. – 2013. – Т.4, №3. – С.13-27.
  12. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. – Н. Новгород: ООО Кирилица, 2019. – 220с.
  13. Рагулина М.В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд: монография. – Ульяновск: Зебра, 2015. – 147 с.
  14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003.
  15. Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различия // Постнеклассика: философия, наука, культура. – СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2009.  – С.249-295.
  16. Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона: учебное пособие // под. ред Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Истоки», 2013. 148.
  17. Уилбер К. Интегральная психология: сознание, дух, психология, терапия. – М: ООО «Издательство ACT», 2004.
  18. Loshchilova A.A., Vinokurova N. F., Zulkharnaeva A. V., Krivdina I.Yu., Martilova N.V., Korshunov M.Y. Practice-oriented educational program of activities of the children environmental association as a tool to form the seventh and eighth-graders' environmental responsibility // Nuances-Estudos Sobre Educacao. – 2019. DOI: https://doi.org/10.32930/NUANCES.V30I1.7095
  19. Vinokurova N.F., Loshchilova A.A., Shevchenko I.A., Efimova O.E. Ecological responsibility development in pupils in extracurricular geography activity: methodology and educational practices // Modern Journal of Language Teaching Methods. – 2017. – Т. 7, № 9. – P. 409-414.   
  20. Zulkharnaeva A., Vinokurova N., Krivdina I., Martilova N., Badin M. Training of a geography teacher in the process of getting master’s degree to form the experience of making decisions on environmental problems by students of 10 grades: theory and methodological experience // Man in India. – 2017.  – Т. 97, № 15. – P. 559-571.

1Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00749 «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном ландшафте»)

Ссылка для цитирования

Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Формирование культуры устойчивого развития на основе технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. – 2021. – T. 2, № 1. [Электронный ресурс]. – URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Vinokurova N.F., Loshchilova A.A. Formation of a culture of sustainable development on the basis of technology of cultural-oriented situations // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. – 2021. – Vol.2, №1. [open access internet journal]. – URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y)


О журнале

«Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» - первый международный междисциплинарный журнал, ориентированный на создание экогуманитарной парадигмы – парадигмы выживания человечества в XXI веке, распространение экогуманитарных знаний и технологий на основе альянса экологии, гуманитарных наук и искусства. Наш журнал – это живой форум теорий и практики, обеспечивающих согласование потребностей человека и планетарной жизни в интересах устойчивого развития.

Журнал предполагает диалог и сотрудничество экологов, философов, медиков, педагогов, психологов, художников, писателей, музыкантов, дизайнеров, социальных активистов, представителей деловых кругов во имя экогуманитарных ценностей, здоровья и благополучия человека в тесной связи с заботой об окружающей среде. Журнал поддерживает разработку и внедрение новых экогуманитарных концепций, технологий и практик.

Одной из приоритетных задач журнала является научное обоснование и пропаганда роли искусства в альянсе с экологией и гуманитарными науками для восстановления и развития конструктивных отношений с природой, формирования экологического сознания и пропаганды природосообразного образа жизни.

Журнал публикует статьи, описывающие новые концепции и практики, технологии и данные прикладных исследований на стыке гуманитарных наук, экологии и искусства, интервью и отчеты о конференциях, относящиеся к экогуманитарной области; представляет художественные работы, музыку и иную творческую продукцию.

Периодичность: 4 выпуска в год.

В соответствии с Законом РФ о средствах массовой информации (СМИ), Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) 22.09.2020 сетевое издание зарегистрировано и ему присвоен регистрационный номер

Эл №ФС77-79134.

Без разрешения редакции запрещено воспроизведение материалов в каких бы то ни было изданиях, будь то печатные, электронные или иные. Опубликованные в журнале материалы разрешается использовать только в личных некоммерческих целях — научных, образовательных, учебных и т.п.

При цитировании материалов журнала «Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика» ссылка на первоисточник обязательна. Для удобства цитирования в конце каждой оригинальной статьи помещена библиографическая ссылка, которую можно легко скопировать.