Слово «флоресценция» относится к цветению, изменению ситуации и развитию. Цветы являются выражением красоты и силы жизни, являются частью мира природы, культуры и человеческого опыта. В статье показана связь человека с цветами на физическом, психологическом и духовном уровнях. На примерах работ современных художников иллюстрируется важная роль общения с цветами как источником переживания исцеления и трансформации, связанных с жизненным циклом природы и человека.
В статье представлен авторский метод природной терапии Ронена Бергера, созданный на основе интеграции представлений экопсихологии, экспрессивной терапии и экологического образования. Поясняются основы его теории и методологии. Приводятся примеры его реализации с разными клиентами, в том числе, детьми с расстройствами аутистического спектра и теми, кто пережил психическую травму. Дается характеристика программы «Безопасное место», основанной на применении метода природной терапии и внедренной в десятки школ и детских садов в Израиле, приводятся краткие данные о ее эффективности.
В статье описывается опыт и результаты применения экогуманитарной технологии «Архетипический арт-конструктор» в рамках коррекционно-развивающих и психопрофилактических тренингов для подростков в условиях летней лагерной смены. Описывается как Архетипический арт-конструктор был использован при проведении тренинга самопознания и личностного роста «Путь героя» для подростков, имеющих достижения в образовании и проблемы школьной адаптации.
Автор эссе делится опытом встречи с миром природы посредством фотографии, когда происходит замедление скорости взаимодействия с ландшафтом и фокусировка внимания на природных объектах. С целью обоснования своего опыта фотографического взаимодействия со средой она привлекает философские идеи Мартина Бубера, современных экопсихологов и представителей экологической терапии искусством. Автор показывает, что использование фотографии может пробудить эмпатию и заботу, связанные с отношениями с миром природы и вызвать переживание красоты.
Автором статьи предпринята попытка осмысления особенностей экогуманитарного подхода, включающего в себя гуманитарный и экологический аспекты. Раскрыта история взаимоотношений человека и природы в Байкальском регионе, рассмотрены архетипы единства человека и природы в контексте экогуманитарной парадигмы. Отмечены проявления культурных архетипов в самых разнообразных формах: в мифологических образах и сюжетных элементах, в религиозных учениях и ритуалах, в национальных идеалах и т.д.
В статье цветы рассматриваются с точки зрения полидисциплинарного экогуманитарного подхода, с учетом экологических, культурных, эстетических и экопсихологических аспектов, как неотъемлемая часть природной и культурной экологии и как жизненно важный ресурс здоровья населения планеты.
Представлены данные исследования диалектических отношений между феноменом человеческого дома и природным миром как большим домом для всех форм жизни. Индивидуальное Я рассматривается не как статичная и обособленная сущность, а то, что формируется и развивается в процессе взаимодействия индивида с социальной средой и миром природы. Основываясь на феноменологическом реляционно-эвристическом подходе, реализуем на основе самонаблюдения и работы с лицами с химическими зависимостями, автор показывает терапевтические возможности работы в более открытой природной среде на основе приключенческой терапии.
Автор эссе делится опытом взаимосвязи со всем живым на планете, которая порой переживается ею как экологического горе. Это сильное чувство, которое может пробудить нас к восприятию нашей планеты как родной и близкой нам сущности, с которой мы неразрывно связаны. Экологическое горе говорит о необходимости пробудить наше сердце и нашу генуинную связь с Землей, доверять нашим эмоциям и чувствам, связанным с экологией человека и природы.
Представлено идейное наследие известного философа, урбаниста, критика технологического искусства, архитектурного критика Поля Вирильо (1932-2018). Получила широкую известность его «военная модель» роста современных городов и эволюции общества. Им было введено понятие «дромология», обозначающее исследование скорости как философской категории. Подборка материалов включает вступительное слово философа из Санкт-Петербурга Константина Владимировича Романова и Дрю Берка, выступившего переводчиком и редактором текстов П. Вирильо, озаглавленных «Серая экология».
В статье представлен обзор основных разработанных в российской экопсихологии методик и методических инструментов, которые активно используются исследователями для анализа психологических феноменов в пространстве взаимодействия человека и различных сред жизнедеятельности: природной, жилой и городской. В рамках экопсихологии природной среды представлена информация о различных методиках и методических инструментах, с помощью которых возможно исследование различных аспектов экоориенторованного сознания и поведения.
В статье выполнена попытка системного анализа методологических подходов и методик оценки экологической культуры человека. На примере социально-педагогического исследования населения Санкт-Петербурга рассчитано значение среднего уровня сформированности экологической культуры. В статье показан вклад в экологическую культуру человека экологического образования и экологического просвещения в интересах устойчивого развития.
Потомственный шаман, психолог Ораз Абулхаир дал интервью нашему журналу, рассказав о своей практике шаманизма, творчестве и их связи с природой, о поисках универсальных ценностей в эпоху глобализации и своем стремлении сохранить связь c духовными традициями своего народа.
Интервьюируемый подводит итоги работы над своей новой книгой «Философия свалки», в которой он дает феноменологическое описание опустошенного мира. Границы между различными областями бытия больше не проявляются, и уже нет не загрязненных мест. Ни искусство, ни философия не являются исключением из этого процесса. Даже сам воздух, которым мы дышим, стал частью свалки.
Несмотря на множество причин для пессимизма, автор статьи утверждает, что угроза глобального экологического разрушения дает стимул для сотрудничества не только через систему международных отношений, но и посредством организации общества и его институтов, формирования безопасной среды обитания. Чтобы координировать поиски мирного, экологически оправданного и устойчивого мирового порядка или «экологической цивилизации», необходимо сформулировать новый глобальный нарратив, основанный на экологическом, а не механистическом мышлении. Одной из актуальных задач при этом может являться проектирование и постройка новой архитектуры, определяющей образ жизни и опыт людей. Экопоэзис как принцип нового типа существования связан с новым подходом к градостроительству в соответствии с идеями Кристофера Александера.
Цель статьи заключается в актуализации смысла обновления содержания образования как приоритетного направления развития цивилизации в XXI веке. В условиях нечеткости понимания задач обновления содержания образования, продолжающегося роста его отставания от вызовов времени предпосылки к изменению ситуации могут быть созданы образовательными процессами «снизу», при условии их генерализации с помощью сетевых технологий. Показана роль сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» в создании предпосылок обновления содержания отечественного образования с учетом приоритетных задач страны в области устойчивого развития.При этом экологическое образование рассматривается как платформа продвижения идей устойчивого развития.
В статье рассматривается феномен «скал ученых», представленный в искусстве Восточной Азии и выступивший в качестве основы кураторского проекта автора при организации выставки, проведенной 21 октября – 30 ноября 2020 г. на базе Корейского культурного центра в Нью-Йорке. Данная выставка обсуждается с точки зрения традиционной эстетики Стран Востока. Обсуждаются характерные для разных культурных традиций связи между искусством и природой. Из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19, автор статьи разработала серию онлайн-мероприятий, чтобы обсудить основные темы выставки с художниками и кураторами музеев, историками искусства и частными коллекционерами.
Автор был одним из 13 художников, приглашенных для участия в художественной резиденции, финансируемой Фондом культуры и искусства острова Чеджу (Южная Корея). Проект должен был состояться в августе 2020 года, давая участникам возможность использовать вулканический камень – шлак Чеджу для создания керамических изделий. Из-за пандемии Covid-19 резиденция была отменена. Вместо этого участникам было отправлено небольшое количество шлака для работы в их странах. В статье рассматриваются возможности удаленного проведения резиденции художника. Представлена серия художественных экспериментов со шлаком Чеджу, рассматриваемых как «общение» между художником и материалом.
Приводятся обоснование и некоторые результаты использования экологического подхода в арт-терапии в процессе реабилитации употребляющих психоактивные вещества. Техники экологической арт-терапии проиллюстрированы примерами из практической работы, связанной с проведением занятий на базе дневного стационара и амбулаторного культурно-оздоровительного клуба. Эффекты, проявившиеся в процессе работы, свидетельствуют о разностороннем воздействии экологической арт-терапии на личность и состояние реабилитируемых.
В статье представлены некоторые формы арт-терапевтической практики, осуществляемые на основе средового и экологического подходов на базе психиатрической больницы св. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. Приводятся примеры художественно-творческой продукции пациентов, показывающие, как их взаимодействие с жизненной средой, миром природы может быть использовано в процессе психиатрического лечения и реабилитации с целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий и повышения качество жизни больных.
С позиций формирующегося полидисциплинарного экогуманитарого подхода описываются ключевые установки и теоретические основы экологической или природоцентрированной терапии искусством, являющейся отраслью современной экотерапии. Раскрываются ключевые представления экологической терапии искусством. Обсуждается роль природы как третьего участника терапевтических отношений, экологическое и экопсихологическое восприятие терапевтической среды, роль искусства в изменении отношений человека с жизненной средой и формировании экологического сознания, экоидентичности.
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] 3 [ 4 ] [ 5 ]