Несмотря на множество причин для пессимизма, автор статьи утверждает, что угроза глобального экологического разрушения дает стимул для сотрудничества не только через систему международных отношений, но и посредством организации общества и его институтов, формирования безопасной среды обитания. Чтобы координировать поиски мирного, экологически оправданного и устойчивого мирового порядка или «экологической цивилизации», необходимо сформулировать новый глобальный нарратив, основанный на экологическом, а не механистическом мышлении. Одной из актуальных задач при этом может являться проектирование и постройка новой архитектуры, определяющей образ жизни и опыт людей. Экопоэзис как принцип нового типа существования связан с новым подходом к градостроительству в соответствии с идеями Кристофера Александера.
Цель статьи заключается в актуализации смысла обновления содержания образования как приоритетного направления развития цивилизации в XXI веке. В условиях нечеткости понимания задач обновления содержания образования, продолжающегося роста его отставания от вызовов времени предпосылки к изменению ситуации могут быть созданы образовательными процессами «снизу», при условии их генерализации с помощью сетевых технологий. Показана роль сетевого партнерства «Учимся жить устойчиво в глобальном мире» в создании предпосылок обновления содержания отечественного образования с учетом приоритетных задач страны в области устойчивого развития.При этом экологическое образование рассматривается как платформа продвижения идей устойчивого развития.
В статье рассматривается феномен «скал ученых», представленный в искусстве Восточной Азии и выступивший в качестве основы кураторского проекта автора при организации выставки, проведенной 21 октября – 30 ноября 2020 г. на базе Корейского культурного центра в Нью-Йорке. Данная выставка обсуждается с точки зрения традиционной эстетики Стран Востока. Обсуждаются характерные для разных культурных традиций связи между искусством и природой. Из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19, автор статьи разработала серию онлайн-мероприятий, чтобы обсудить основные темы выставки с художниками и кураторами музеев, историками искусства и частными коллекционерами.
Автор был одним из 13 художников, приглашенных для участия в художественной резиденции, финансируемой Фондом культуры и искусства острова Чеджу (Южная Корея). Проект должен был состояться в августе 2020 года, давая участникам возможность использовать вулканический камень – шлак Чеджу для создания керамических изделий. Из-за пандемии Covid-19 резиденция была отменена. Вместо этого участникам было отправлено небольшое количество шлака для работы в их странах. В статье рассматриваются возможности удаленного проведения резиденции художника. Представлена серия художественных экспериментов со шлаком Чеджу, рассматриваемых как «общение» между художником и материалом.
Приводятся обоснование и некоторые результаты использования экологического подхода в арт-терапии в процессе реабилитации употребляющих психоактивные вещества. Техники экологической арт-терапии проиллюстрированы примерами из практической работы, связанной с проведением занятий на базе дневного стационара и амбулаторного культурно-оздоровительного клуба. Эффекты, проявившиеся в процессе работы, свидетельствуют о разностороннем воздействии экологической арт-терапии на личность и состояние реабилитируемых.
В статье представлены некоторые формы арт-терапевтической практики, осуществляемые на основе средового и экологического подходов на базе психиатрической больницы св. Николая Чудотворца в Санкт-Петербурге. Приводятся примеры художественно-творческой продукции пациентов, показывающие, как их взаимодействие с жизненной средой, миром природы может быть использовано в процессе психиатрического лечения и реабилитации с целью повышения эффективности лечебно-реабилитационных мероприятий и повышения качество жизни больных.
С позиций формирующегося полидисциплинарного экогуманитарого подхода описываются ключевые установки и теоретические основы экологической или природоцентрированной терапии искусством, являющейся отраслью современной экотерапии. Раскрываются ключевые представления экологической терапии искусством. Обсуждается роль природы как третьего участника терапевтических отношений, экологическое и экопсихологическое восприятие терапевтической среды, роль искусства в изменении отношений человека с жизненной средой и формировании экологического сознания, экоидентичности.
Представлен опыт проведения занятий изобразительным искусством, посвященных развитию навыков психологической саморегуляции у выпускников арт-терапии в Университете штата Флорида во время пандемии COVID 19. Из-за ограничений, связанных с необходимостью проведения онлайн-обучения в период пандемии, было решено использовать эко-арт-терапевтический формат обучения, проводя занятия на свежем воздухе. Статья включает работы и размышления преподавателя и студентов, касающиеся ценности занятий изобразительным искусством с целью психопрофилактики.
Статья подготовлена на основе доклада, представленного на первой международной научно-практической онлайн конференции «Экологическая/природоцентрированная арт-терапия: международные и мультикультурные перспективы». Раскрывается свойство нежности как обращенное к разным формам жизни и реализуемое не только в отношениях между людьми, но и их отношениях с миром природы.
Автор эссе размышляет о связи людей друг с другом и жизнью на планете, с акцентом на растениях как обладающих целебными свойствами и способными пробуждать в человеке его экологическую сущность. Автор приглашает посредством взаимодействия с миром растений учиться тому, как можно переживать единство с разными формами жизни, осуществлять их поддержку, испытывать радость от пребывания на Земле, воспринимая ее в качестве своего подлинного "дома".
Один из пионеров и лидеров движения эко-арта, Ньютон Харрисон представляет выставочный проект «Сенсориум», объединяющий науку и искусство и посвященный проблемам мирового океана. «Сенсориум» является целостной иммерсивной средой, интерактивным трехмерным интерфейсом, в котором полы, стены и даже потолок действуют как «живые» поверхности, подключенные к данным о состоянии мирового океана в реальном времени. «Сенсориум» может служить экологическому образованию, принятию решений и изменения экологического сознания.
В статье представлена модель социогенеза экологического сознания на основе трёхмерной системы координат с осями «субъектность природы – объектность природы», «включённость в природу – противопоставленность природе» и «природа как материальная ценность – природа как духовная ценность». С точки зрения их экологичности рассмотрены такие течения философской мысли как русский космизм, американский инвайронментализм (консервационизм, экологизм и биоцентризм), учение о ноосфере, этико-эстетический подход в охране природы, универсальная этика, христианство, а также восточные религии (буддизм и индуизм) и эколого-культурные традиции.
Используя понятия экопоэзиса и теопоэзиса, автор статьи предпринимает попытку рассмотрения благодати как проявляющейся в отношениях между человеком, животными, растениями, экосферой, космосом и машинами как составляющими единую сеть взаимосвязанных и священных существ. В статье использованы самые разные источники, от Карла Ранера до Жака Дерриды, от Уилфреда Биона до Донны Харауэй. Также используется ссылки на художественные фильмы, онлайн-игры и популярную музыку.
В статье рассматривается история японского искусства икебаны и современная практика экологической арт-терапии, их взаимосвязь и вклад в физическое и психическое благополучие людей. Икебана и ботаническая аранжировка рассматриваются как формы творческого взаимодействия с природой, обеспечивающие различные лечебно-профилактические эффекты
В статье представлено искусство ленд-арта, связанное с созданием построек на территории парка Феникс в Дублине, которые можно назвать «укрытиями». Используя найденные природные материалы, люди создавали постройки, предназначенные для личного или общественного использования. В условиях ограничений, вызванных пандемией коронавируса, такие постройки стали местами общения и отдыха, доступными для любого человека, посещающего парк.
Статья посвящена исследованию проблем в деятельности современного музея, вызванных ситуацией с пандемией, прежде всего – организации взаимодействия с посетителями. В центре внимания авторов – анализ рисков и возможностей виртуального общения зрителя с музейными объектами в период самоизоляции.
В статье выполнено сопряжение целей устойчивого развития (ЦУР) и целей образования в интересах устойчивого развития (ОУР), сделана попытка осмысления реализации образования в интересах устойчивого развития посредством экогуманитарного подхода. Представлено авторское видение феномена культуры устойчивого развития и результаты исследования отношения петербуржцев к пониманию устойчивого развития как стратегии будущего человечества.
Концепция устойчивого развития неявно ставит задачу изменения традиционной траектории исторического процесса и предстает не столько как программа конкретных действий, сколько как новое мировоззрение и новая методология. Глобальные идеи, аргументированные в концепции, на региональном уровне нуждаются в уточнении и конкретизации. Так, реализация концепции устойчивого развития в условиях России возможна только при условии учета ее неординарных природных, социальных и культурных особенностей.
В статье раскрыта педагогическая проблема формирования культуры устойчивого развития средствами технологии культурно-ориентированных интегральных ситуаций. Её актуальность обусловлена опережающей функцией современного образования как ключевого фактора перемен в направлении устойчивого развития. Рассмотрена структура культуры устойчивого развития в единстве аксиологического, онтологического, гносеологического и праксиологического компонентов. Раскрыты концептуальные основы данной технологии, а также её целевой, содержательный, процессуально-технологический компоненты.
В кратком эссе специалист в области экологической психопедагогики и экопсихологии, в частности, такого направления экопсихологии, как психология экологического сознания, подчеркивает важную роль художественного восприятия природы. Он обращает внимание на ценность поэтизированного обращения к миру природы как источнику красоты. Это помогает развивать эмоциональные, эстетические и этические основы отношения к природным объектам.
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] 3 [ 4 ]